НА ГЛАВНУЮ




Здесь Вы можете ознакомиться с рецензиями на альбомы.

A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9




Можете прислать и свои рецензии.




ОБЗОРЫ АЛЬБОМОВ "BOB MARLEY & THE WAILERS"

"Catch A Fire" (1972)

1972 - Catch a fire
  • 1 Concrete Jungle
  • 2 Slave Driver
  • 3 400 Years
  • 4 Stop That Train
  • 5 Baby We've Got A Date (Rock It Baby)
  • 6 Stir It Up
  • 7 Kinky Reggae
  • 8 No More Trouble
  • 9 Midnight Ravers
  • [Bonus Tracks]:
  • 10 High Tide Or Low Tide
  • 11 All Day All Night

Дебютный альбом великого ямайского музыканта Боба Марли и его группы "Wailers", куда входили гитарист Питер Макинтош, больше известный как Питер Тош, басист Астон Барретт, его брат, ударник Карлтон Барретт и конгист Банни Ливингстон, был выпущен в 1972 году фирмой "Island". После его выхода Марли приобрел довольно широкую известность в музыкальных кругах, оставшись для простых слушателей человеком, подарившим миру музыку рэгги, и познакомившим всех с философией растафари. Все ямайские растаманы поклоняются покойному императору Хаили Селасси, считают себя заблудившимся племенем "черных израильтян" и мечтают вернуться в Эфиопию, которую считают своим "потерянным Израилем". Враждебный им капиталистический мир растаманы же называют "Вавилоном". Еще одной частью их философии является курение травы, которое и является причиной противоречий растаманов с властями. Я сам нахожу эту философию весьма странноватой, однако Боб Марли в моих глазах навсегда останется непревзойденным музыкантом и одаренным идеологом музыки, своеобразным "черным" Бобом Диланом. Приехав в консервативную Великобританию, Марли придал музыке новых оттенков, к тому же приобретя для себя множество поклонников. Необычайно смелая по тем временам обложка пластинки несомненно заставила обратить на себя внимание многих меломанов, а непривычные ушам простых слушателей ритмы рэгги заставили всех прислушаться к тому, о чем пел в своих полных отчаяния песнях Боб. А пел он и о желании вернуться в Эфиопию, и о социальной несправедливости, о боли и о радости, короче, обо всем, что могло волновать в то время молодого человека, попавшего в совсем непривычный для него мир. И Марли наполнил этот мир контрастными цветами своих веселых и грустных песен, повествующих о беспокоящих его мыслях. Так зажглась звезда Боба Марли, и погасить ее, даже несмотря на смерть музыканта в 1981 году, никто не сможет. Все еще многочисленные поклонники таланта Боба и его международное признание, сделали музыканта настоящей иконой (особенно на Ямайке, где он считается национальным героем). И отличный дебютный альбом Марли доказал, что в музыке есть еще много неизведанных граней.

"Concrete Jungle":
Эта пессимистическая, открывающая альбом, композиция Боба, несомненно, является одной из самых лучших на альбоме. Звучание, сходное с ранним саундом группы "Grateful Dead", высокий голос Боба и эффектные вокальные гармонии, также как и резкий звук ритм-гитары, создают необходимое настроение для прослушивания альбома. Обрывистый рисунок гитары Марли и короткие соло-вставки Питера Макинтоша к концу песни сменяются довольно длинным и поистине великолепным соло (Карлос Сантана отдыхает!). Поется в песне о чувстве угнетения - "Никакое солнце не будет сиять для меня сегодня, а желтая луна не выйдет, чтобы играть; я говорю, что темнота закрыла мне свет, и превратила мой день в ночь; мои ноги не скованы цепями, однако я не свободен...". Смесь рэгги и рока, отлично исполненная в этой песне, в дальнейшем привлечет внимание многих великих групп и музыкантов, среди которых были "Rolling Stones", Пол Макартни, Кэт Стивенс, Пол Саймон и другие.

"Slave Driver":
Более расслабленная песня, чем предыдущая, "Slave Driver", демонстрирует саунд рэгги без всяких примесей. И Марли, сочинивший саму песню, и Макинтош играют только партии ритм-гитар. Тема лирики в "Slave Driver" - освобождение от рабства ("Я помню раба на судне, с которым жестоко обращались; теперь же нам говорят, что мы свободны, но ведь мы все еще бедны...").

"400 Years":
Настоящий шедевр рэгги! Меланхолийное спокойствие предыдущей вещи полностью рассеивается с мрачным вступлением гитар, переходящим в минорный бит на основе рэгги. Автор "400 Years" - Пит Макинтош, сам выросший в трущобах, выразил в этом крике боли и грусти все свои мысли на счет бедности. Наиболее неожиданный, и в то же время самый великолепный момент песни - вступление клавесина (или меллотрона?) на фоне скрипучей ритм-гитары, грустного вокала, такой же печальной вокальной гармонии и вводящей в транс бас-гитары.

"Stop That Train":
Еще один приятный опус от Макинтоша, открывающийся конгами, переходящими в мягкий звук органа, "чиркание" ритм-гитары, неплохое соло и вокальную гармонию. Поется в песне о желании оставить привычную жизнь ради уединения ("Остановите поезд, который я оставляю; некоторые люди уходят на восток, некоторые - на запад, другие идут в сторону, чтобы лучше жить; часть из них живет долго, а большинство живет мало, не имея никакой пищи и даже косяка...").

"Baby We've Got A Date (Rock It Baby)":
Песня Марли (как и все идущие далее). Колоритно вписанный в рэгги электроорган, и продолжающая его мелодию бас-гитара, как нельзя лучше подчеркивают любовную лирику песни. Медленное гитарное соло в духе Сантаны, которое находится в середине песни, тоже как весьма неплохо подходит под общую тематику (ну, в смысле про любовь :).

"Stir It Up":
Как и в предыдущей песне, в "Stir It Up" тоже поется про любовь, однако уже не столь романтично, сколь весело. Начинается вещь характерным для рэгги звуком гитары и необычным для него синтезатором, за заднем плане которых можно расслышать ни что иное, как губную гармонику и гитару с "квакушкой" (примочкой под названием "wah-wah"). Помимо всего, в этой песне есть весьма неплохая мелодия, но особенно прикольно звучит "квакушечное" соло, что в конце песни.

"Kinky Reggae":
Заводное звучание органа и гитары вместе с высоким вокалом, также как и слегка латинизированный мотив, напоминают что-то вроде бедного бара в пригороде Кингстона (столицы Ямайки). Смысл лирики не очень понятен, поется что-то про бедность и любовь; в общем, это можно назвать своеобразным "растаманским блюзом".

"No More Trouble":
Эта композиция открывается звуками конгов, органа и фортепиано, играющими медленную печальную мелодию, после чего на вокале и гитаре вступает Марли. Тема песни - протест против войны, что позволяет назвать "No More Trouble" настоящим хиппово-растаманским гимном: "Занимайтесь любовью, а не войной, потому что мы не нуждаемся в неприятностях; все, в чем мы нуждаемся - любовь, ищите счастье в именно любви...". Весьма эффектная акустическая гитара, хоть и плохо слышимая, вступает в середине песни. Оканчивается же "No More Trouble" постепенным заглушением всех инструментов.

"Midnight Ravers":
Сбивка конгов переходит в колоритную смесь органа, гитары и фортепиано, вслед которым идет вокальная гармония и само пение Боба Марли. Текст "Midnight Ravers" довольно запутан и не очень понятен (что-то про притеснения людей и курение травы). Как и предыдущая, эта песня, тоже оканчивается постепенным приглушением музыки.

[BONUS TRACKS:]

"High Tide Or Low Tide":
Пожалуй, это одна из наиболее выразительных вещей на альбоме, если не самая выразительная среди них. Конги, орган и нечто похожее на виброфон, играющие очень запоминающуюся мелодию, также как и приятная вокальная гармония, медленно дополняются чувственным вокалом Боба. Отличная игра музыкантов полностью раскрывается в инструментальном проигрыше в середине песни; несмотря на то, что гитару не очень отчетливо слышно, впечатление от композиции этим совсем не портится, и эта песня отлично подойдет в качестве фона для чего-нибудь романтичного. Тема лирики в "High Tide Or Low Tide" - любовь ("В северных морях, и в южных морях я буду твоим другом, я буду твоей второй половинкой; Бог исправит все наши ошибки...").

"All Day All Night":
Конги и хрустящая гитара с легким фидбэком почти заглушают таинственное звучание органа в начале песни, после чего начинается рэгги-бит с приятной акустической гитарой и высоким вокалом Марли, поющем о любви. Интересная мелодия, также как и поочередные вступления Боба, Питера и Банни отлично дополняют заводную музыку этой песни.

Если Вы до сих пор думаете, что рэгги - это несерьезная и пустая музыка для обкуренных, Вы глубоко ошибаетесь! Данный альбом служит большим подтверждением того, что независимо от своего стиля, любая музыка может нести огромный заряд чувств и эмоций. Пел ли Боб Марли о несправедливости или о любви, его музыка всегда приносит духовное удовольствие.

Прислал Serg swamprock@mail.ru


Top.Mail.Ru