НА ГЛАВНУЮ

Translate Service



Здесь Вы можете ознакомиться с рецензиями на альбомы.

A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | 0-9




Можете прислать и свои рецензии.




ОБЗОРЫ АЛЬБОМОВ "LED ZEPPELIN"

"Led Zeppelin II" (1969)

1969 - II
  • 1. "Whole Lotta Love" (Page/Plant/Jones/Bonham) - 5:34.
  • 2. "What Is And What Should Never Be" (Page/Plant) -4:44.
  • 3. "The Lemon Song" (Page/Plant/Jones/Bonham) - 6:20.
  • 4. "Thank You" (Page/Plant) -4:47 .
  • 5. "Heartbreaker" (Page/Plant/Jones/Bonham) - 4:15.
  • 6. "Living Loving Maid (She's Just A Woman)" (Page/Plant) - 2:40.
  • 7. "Ramble On" (Page/Plant) - 4:35.
  • 8. "Moby Dick" (Bonham/Jones/Page) - 4:25.
  • 9. "Bring It On Home" (Page/Plant/Dixon) - 4:19.

Этот альбом, вышедший 22 октября 1969 года, стал первым "полноценным" альбомом тяжелого (hard) рока. Он стал им не только хронологически, но и за счет звука, волна которого обрушивалась на слушателя и буквально сбивала его с ног с первых нот "Whole Lotta Love". Прозванный за свою обложку "Brown Bomber" ("Коричневый бомбардировщик") он действительно "бомбардировал" сознание слушателей и музыкантов новыми представления о качестве того музыкального направления, в котором будет развиваться рок 70-х. Попытки внедрения в структуру своих композиций элементов того, что позднее стало называться хард-роком, в разное время предпринимались "The Jimi Hendrix Experience", "Cream", "The Who" и рядом других групп, но, не умаляя ни в коей мере их очевидных достоинств, нужно отметить, что все находки музыкантов в этом направлении носили все-таки характер озарения. В свою очередь,"Led Zeppelin", опираясь на блистательный опыт своих предшественников, при этом творчески проанализировав и систематизировав его, и основываясь на базе блюзовых структур, к которым тяготели все четверо музыкантов группы, удалось создать нечто новое. Строго говоря, "Led Zeppelin II" стал своеобразной квинтэссенцией хард-рока; пластинка как бы структурировала разрозненные до того элементы в единое целое. Несомненно, что достичь этого позволил незаурядный талант и композиторский дар всех четверых, а также новаторская, более мощная трактовка традиционной блюзовой фактуры.

Основой саунда группы служила мощная и напористая ритм-секция в лице барабанщика Джона Бонэма (John Bonham) и бас-гитариста и клавишника Джона Пола Джонса (John Paul Johnes) (сценическое имя Джона Болдуина, John Baldwin). Очевидно, что ориентиром им послужили такие замечательные музыканты как Кит Мун (Keith Moon, The Who), Джинджер Бэйкер (Ginger Baker, Cream), Джон Энтуистл (John Entwistle, The Who), и Джек Брюс (Jack Bruce, Cream). Венчала все это изящно-виртуозная гитара Джимми Пейджа (Jimmy Page), на которого повлияли такие музыканты как Скотти Мур (Scottey Moore, гитарист из группы Элвиса Пресли, Elvis Presley) и Джеймс Бертон (из группы Рикки Нелсона, Ricky Nelson). Среди прочих его влияний следует отметить такие "корневые" фигуры "черного" блюза как Хьюберт Самлин (Hubert Samlin), Отис Раш (Otis Rush), Бадди Гай (Buddy Guy), Би Би Кинг (B.B. King), Фредди Кинг (Freddie King) и Элмор Джеймс (Elmore James) (изобретатель стиля "слайд"). Роберт Плант (Robert Plant) своим неповторимым вокальным тембром как бы подтверждал стремление группы играть мощную, дерзновенную музыку.

Придать новаторскую атмосферу звучанию альбома, помимо оригинальной продюсерской работы Джимми Пейджа помогла также блестящая звукорежиссура Эдди Крамера, успевшего себя отлично зарекомендовать во время работы с "The Jimi Hendrix Experience". Как-то гитарист "Led Zeppelin" сказал Крамеру, что именно хочет сделать в средней части "Whole Lotta Love", и тот помог воплотить задуманное. На пленке было задействовано немало спецэффектов, включая "обратный слайд", терменвокс и многое другое. Знания и опыт Эдди Крамера помогли добиться желаемого результата. В этом смысле его присутствие было очень полезно. Поскольку "цеппелины" на тот момент были сильно привязаны к планово-производственным показателям, альбом "Led Zeppelin II" записывался в перерывах между концертами первых американо-британских турне. Практически полностью вторая пластинка группы состоит из переработок блюзовых и рок-н-ролльных стандартов, входивших в концертный репертуар группы и сыгранных с громоподобной мощью и энергией. Тем не менее, сжатые сроки и отсутствие оригинального материала сыграли отчасти положительную роль. Пластинка получилась тяжелой, жесткой и предельно прямолинейной. "Whole Lotta Love", "The Lemon Song", "Heartbreaker", "Moby Dick" и "Bring It On Home". Все они (за исключением "Heartbreaker") - переработки классических блюзов, построенные на простых и ярких риффах, с развернутыми инструментальными соло. И хотя в "Thank You" и "Ramble On" прослеживаются лирические отступления, остальные 4 номера - бескомпромиссный хард-рок. На пластинке таланты участников группы раскрылись во всей красе - от изящной "Thank You" до забойной "Whole Lotta Love".

"Whole Lotta Love".
В одном из интервью Джимми Пейдж сказал: "Это тяжелая, непристойная и грубая песня". Рифф "Whole Lotta Love" придумал Джимми Пейдж, но лирика под копирку списана с песни Вилли Диксона (Willie Dixon) "You Need Love"(1962). Как признавался Роберт Плант, "рифф Пейджа - это рифф Пейджа. Когда я услышал его впервые, то подумал: а что же мне тут петь? Вариантов была масса. С момента выхода диксоновской песни прошло много времени, и мы по простоте душевной решили взять из нее текст". (В 1988 году представителям Вилли Диксона все же удалось добиться признания его соавторства, и с тех пор его фамилия идет в списке авторов пятой.) В "Whole Lotta Love" как бы суммирован ранний "Led Zeppelin". Не прибегая к пестрым метафорам, Роберт Плант поет: "I'm gonna give you my love – I'm gonna give every inch of my love" ("Я отдам тебе всю мою любовь - Я отдам всю мою любовь без остатка"). Вокал Планта на пределе возможностей голосовых связок и прорезная гитара Джимми Пейджа - вот основные составляющие стиля "Led Zeppelin". Лучшего примера, чем эта песня, не найти. В средней части "Whole Lotta Love" слушателя обволакивает поток странных и необычных звуков явно психоделической природы. Для создания этого насыщенного звукового полотна среди прочего использовался и терменвокс.

Терменвокс - первый в истории электромузыкальный инструмент. Изобретен в России в 1919 году. Назван по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена (vox по латыни значит "голос"). Звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны, при этом со стороны кажется, что звук возникает из ниоткуда. Инструмент предназначен для исполнения разных (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах и т.д. Массового применения терменвоксу, как, скажем, электрогитаре, не нашлось. Но и в небытие он не канул. Позднее, помимо "Led Zeppelin" терменвокс использовался в концертных выступлениях "Emerson, Lake & Palmer", "Uriah Heep" и ряда других групп.

"Whole Lotta Love" стала настоящим хитом. Американские радиостанции крутили вещь, но при хронометраже в пять с половиной минут она плохо вписывалась в формат. "Atlantic" настаивал на выпуске 3-минутной версии, без средней части. "Цеппелины" делать это наотрез отказались. Тогда некоторые станции самодеятельно изготовили укороченные версии, и фирма "Atlantic", несмотря на протесты участников группы, все-таки выпустила "сорокопятку" в таком виде. Но у себя на родине "Led Zeppelin" сумели настоять на своем, и такая пластинка в свет никогда не выходила. Как говорят, во время войны во Вьетнаме "Whole Lotta Love" использовалась в качестве морально-психологического орудия для подавления вьетнамских партизан: американские танкисты прикручивали динамики, из которых на полную мощность звучала песня, к башням танков и шли в атаку.

"What Is What Should Never Be".
Воздушные гитарные рулады и мягкая басовая линия. Каденция в конце первого куплета предвещает взрыв страстей. Далее Пейдж демонстрирует виртуозное владение слайд-гитарой. Словно прохладный ветерок в жаркий летний день. Сыграв пару тактов, Пейдж возвращается к основной теме. Вскоре группа уже не в состоянии себя контролировать. В начале финальной части Бонзо превосходно применяет гонг.

"The Lemon Song".
Прекрасный образец блюз-рока. "The Lemon Song" - блестящий стандарт, который дает определенное представление о концертах "Led Zeppelin" - длинные инструментальные соло и импровизации. Основой композиции стала песня Честера Бернетта (Chester Burnett, он же Хаулин Вулф (Howlin’ Wolf)) "Killing Floor", известная также в исполнении "The Jimi Hendrix Experience". Отдельные части текста были заимствованы Плантом из песни Роберта Джонсона (Robert Johnson) "Travelling Riverside Blues". И хотя трек аккуратно смикширован, ощущение "первого дубля" от этого не стало меньше. Игра группы выше всяких похвал!

"Thank You".
Очередная смена настроения. "Led Zeppelin" предстают в совершенно ином, непривычном для слушателя ракурсе. Это проникновенная баллада с многоголосьем в припеве. Стихи Планта посвящены жене Морин. Лирика пронизана романтичностью хиппи: "And so today my world, it smiles. Your hand in mine, we walk the miles" ("Мир улыбнулся мне. Твоя рука в моей руке. И мы идем с тобой по жизни"). Интересна финальная часть украшенная великолепным органно-католическим соло Джонса.

"Heartbreaker".
Как и "Whole Lotta Love" являет собой наглядный пример хард-рокового риффа. Одна из наилучших риффовых иллюстраций. В концертной версии Пейдж нередко расширял среднюю часть композиции за счет включения фрагментов других различных композиций, зачастую классических (например, "Bouree" Иоганна Себастьяна Баха (Bach)). Короче говоря, вечный гимн хард-рока!

"Livin' Lovin' Maid (She's Just A Woman)".
Абсолютно забойная и драйвовая вещь. Шуточное название и текст повествуют о некоем флирте (как утверждается, с горничной одного из отелей Нового Орлеана). Признается большинством критиков наихудшей в альбоме. Думается, что только лишь на фоне великолепной россыпи идей остальных вещей.

"Ramble On".
Игра всей команды в этой, выполненной в полуакустике песне, заслушивает всяких похвал. Отдельно следует отметить участие Джона Пола Джонса. Бас-гитара выводит мелодическую линию наравне с гитарой Пейджа, моментами полностью заменяя ее! Плант в то время увлекался Толкиеном (в тексте звучат упоминания имен героев эпопеи "Властелин Колец").

"Moby Dick".
Фирменная композиция, "брэнд" и коронный номер Джона "Бонзо" Бонэма. Концертные импровизации Бонзо могли длиться до получаса. Блестящий образец тяжелого рока. Композиция является хард-роковой инструментальной аранжировкой песни Джона Эстеса ( "Sleepy" John Estes) "The Girl I Love She Got Long Black Wavy Hair".

"Bring It On Home".
Дань блюзовым увлечениям Пейджа и Планта. Вступление и концовку "цеппелины" сняли у чернокожего блюзмена - Сонни Бой Уилльямсона (Sonny Boy Williamson). Как и название песни. Мало того: чтобы воспроизвести "мутное" звучание и характерные интонации вокала и игры Уильямсона на губной гармонике, Роберт Плант играет на гармошке и поет через комбоусилитель с эффектом "вибрато". Джимми Пейдж украсил песню своим фирменным приемом: сменой темпа. Контраст: акустическое блюзовое начало, каскад пронзительных звуков в средней части и блюзовый акустический финал. Можно сказать, что, изобразив свои имена, высеченными в мраморных плитах на развороте оформления виниловой пластинки, "Led Zeppelin" навечно вписали себя в историю рока, как основателей нового стиля. Следом за ними тропою хард-рока двинулись "Black Sabbath" с одноименным альбомом (1970), "Uriah Heep" с альбомом " Very 'Eavy, Very 'Umble" (1970) и "Deep Purple" c "Deep Purple in Rock" (1970). Каждый из этих коллективов и их последователей внес разнообразие в звуковую палитру хард-рока, придав ему массу нюансов. Но это уже совсем другая история…

Прислал Дмитрий sableman_1977@yahoo.com

"Led Zeppelin III" (1970)

1970 - III
  • 1. "Immigrant Song" (Page/Plant) 2:23
  • 2. "Friends" (Page/Plant) 3:54
  • 3. "Celebration Day" (Page/Plant/Jones) 3:28
  • 4. "Since I've Been Loving You" (Page/Plant/Jones) 7:24
  • 5. "Out On the Tiles" (Page/Plant/Bonham) 4:05
  • 6. "Gallows Pole" (trad. arr. Page/Plant) 4:56
  • 7. "Tangerine" (Page) 2:57
  • 8. "That's the Way" (Page/Plant) 5:37
  • 9. "Bron-Y-Aur Stomp" (Page/Plant/Jones) 4:16
  • 10. "Hats Off to (Roy) Harper" (trad.) 3:42

Led Zeppelin III, как явствует из названия, стал третьим альбомом группы. Он вышел 5 октября 1970 (по другим данным 23 октября) и продемонстрировал новое лицо ансамбля . Начиная с третьего альбома в творчестве музыкантов наметилось два направления: традиционное (продолжение линии Led Zeppelin II) с элементами тяжелого блюза, и фолк (акустический блюз и рок). Свидетельства интереса музыкантов к фолку и акустике вообще можно было обнаружить на двух предыдущих пластинках ансамбля (композиции " Babe, I’m Gonna Leave You"и Ramble On"). Думается, что есть целый ряд причин, подвигнувших музыкантов Led Zeppelin на более глубокий эксперимент с акустическим звуком, который является доминантой третьей пластинки. Это и грандиозный (в том числе и в финансовом плане) успех Led Zeppelin II, который позволил сделать музыку на следующем альбоме такой, как она виделась музыкантам группы, ведь фолковую акустику любили все ее участники. На акустическую прозрачность атмосферы альбома повлияли и красоты ландшафтов Уэльса и Шотландии, где появилось основное музыкально-поэтическое воплощение его идей. Определенную роль сыграла ориентация продюсера Пейджа на полистилистичность творчества ансамбля. Песни альбома подтвердили профессионализм и творческий дар, нацеленных на постоянный поиск новых средств музыкального выражения, Led Zeppelin. Музыка стала более утонченной и разнообразной: от типично цеппелиновского сплава хэви и мистики в "Immigrant Song" до фолка в "Gallows Pole" - то же можно сказать и о содержательной стороне, где свежие впечатления от напряженной атмосферы Америки ("That's The Way") переплетаются с чисто английскими лирическими зарисовками в "Bron-Yr-Aur Stomp".

"Immigrant Song".
Отличная песня, как нельзя лучше открывающая альбом, дающая ему старт. Музыка сочетает в себе драйв хард-рока и энергию и напор хэви-метал, тогда еще не существующего в природе. Таким образом можно смело заявить, что Led Zeppelin предвосхитили целое направление, представив его своеобразный прототип. В тексте Плант реализовал свой интерес к истории Британии, обратившись к такому ее этапу, как нашествие викингов.(IX в.) Упоминающаяся в тексте Валлхалла - это место в Северном Море, являвшееся по преданию, своеобразным кладбищем викингов.

"Friends".
Полуакустический номер, один из поводов для обвинений музыкантов группы в смягчении звучания. Психоделичен, и, несмотря на свое акустическое звучание, полон внутреннего напряжения и энергии. Текст посвящен "подругам" музыкантов, так называемым "группиз". Интересен продолжением экспериментов (первой попыткой был "Black Mountain Side" c дебютного альбома) Джимми Пейджа по внедрению элементов "восточного" звучания в музыку группы. В дальнейшем "восточное" направление творчества группы будет расширено за счет таких композиций как "Four Sticks" и "Kashmir". В 1972 году Пейдж и Плант отправятся в индийский Бомбей, где будут записываться с местными музыкантами, а в 1994 году огромный резонанс в мире получит альбом дуэта Пейдж-Плант "No Quarter", в котором звучание рок-группы и европейского симфонического оркестра будет удачно совмещено со звучанием ансамблей из Марокко и Египта.

"Celebration Day".
Типичный хард-рок, с характерными для Джимми Пейджа интонациями. Смысл лирики неясен, это нечто вроде отражения "базаровской" проблемы взаимоотношений отцов и детей.

"Since I’ve Been Loving You".
Общепризнанной характеристикой этой великолепной и выдающейся композиции является "блестящий блюз". На самом деле эта эмоциональная и трагическая история безответной любви, рассказанная пронзительным (здесь имеется в виду не по звуку, а по глубине исходящей чувственности) вокалом Роберта Планта и столь же пронзительным соло Джимми Пейджа является большим, чем "love story". Великолепная игра Джона Пола Джонса на органе и меллотроне, в свою очередь, также добавляет драматизма в это музыкально-поэтическое полотно.

"Out On The Tiles".
Этот отличный заводной и забойный хард-рок номер, основным автором которого (впервые!) стал барабанщик Бонэм, является своеобразным гимном юношескому (в том числе и сексуальному) потенциалу, который позволяет свернуть горы.

"Gallows Pole".
Автором этой песни является известный блюзовый сочинитель и певец Ледбелли (Leadbelly), настоящее имя которого Хадди Ледбеттер (Huddie Ledbetter, 1888-1949). Он малоизвестен современному слушателю, но тем не менее, песни его исполнялись рядом широкоизвестных исполнителей, от Creedence Clearwater Revival до Nirvana. Записи Хадди Ледбеттера также находятся в Библиотеке Конгресса США. Пейдж и на сей раз "постеснялся" признать "корневое" авторство, но это обстоятельство не помешало группе сделать очередную блестящую аранжировку этой блюзовой баллады. Джимми использует в этой вещи практически весь диапазон струнных щипковых инструментов (акустическая гитара, мандолина, банджо, электрогитара) показывая неординарную степень мастерства во владении ими. Вещь сыграна всей командой страстно, с неукротимой энергией. Песня написана в виде диалога между смертником и непреклонным палачом. Несчастный умаляет палача снять его с виселицы, поочередно суля "стражнику правосудия" за спасение от нее золото, серебро, и даже радость интимного общения со своей сестрой. Приняв все это, палач, все же оставляет приговоренного болтаться на виселице.

"Tangerine".
В этой полуакустической балладе Пейдж повествует о своем бесславно закончившемся юношеском увлечении из времен " The Yardbirds".Нежная грусть, с которой рассказывается эта история, позволяет сделать вывод о том, что эта рыжеволосая девушка по имени Тэнжерин, оставила в сердце Джимми глубокий след и неизгладимые воспоминания. Текст был несколько подправлен Плантом. Джимми отлично сыграл аккомпанемент на традиционном для кантри - блюза инструменте - pedal steel гитаре, его гитарное соло в середине песни также наполнено драматизмом.

"That’s A Way".
Лирика этой умиротворенной акустической баллады является пессимистической зарисовкой впечатлений Планта от Америки. Он горько сожалеет о том, что стремление хиппи к единению с природой и их пацифистский настрой, вызывают непонимание, а порой даже ненависть со стороны прагматичных американских обывателей.

"Bron-Yr-Aur Stomp".
Веселая, проникнутая оптимизмом песня, сделанная в акустической манере. В стихах нашли воплощение впечатления Планта от прогулок в окрестностях Bron-Yr-Aur (коттедж в Уэльсе, где группа работала над песнями альбома). Поражает виртуозно-экспрессивная игра Джимми Пейджа на акустической гитаре.

"Hats Off To (Roy) Harper".
Акустическая блюзовая вещь, которую Пейдж с Плантом постарались выдержать в негритянски-аутентичной "неприглаженной" манере. Посвящена английскому фолк-музыканту и большому другу Led Zeppelin Рою Харперу. Рой Харпер снискал огромное уважение среди музыкантов категорическим нежеланием поступаться творческими принципами ради интересов коммерческого успеха. Известен также исполнением вокальной партии в песне "Have A Cigar" из альбома Pink Floyd "Wish You Were Here" (1975)

Третий альбом, бесспорно очень интересный сам по себе, стал, тем не менее, самым неуспешным в коммерческом смысле. Даже публика оказалась не готова к резкому повороту в творчестве, не говоря о критиках, которые и раньше не баловали четверку своей любовью. Критика несправедливо упрекала музыкантов в неудачном плагиате творчества "Crosby, Stills, Nash & Young". Из всех альбомов LZ третий провел рекордно низкое время в чартах и хуже всего продавался, (если тираж в 8 млн. экз., считать как плохой показатель). Если же обратить внимание на саму музыку, особенно в ретроспективе сегодняшнего дня, становится ясно, что, в определенном смысле, с этого альбома LZ и начался. Музыканты отказались от превалировавшей в первых двух альбомах ставки на "грубую силу" и порвали слишком уж очевидную и однозначную связь с блюзово-рок-н-ролльной традицией. Стала разнообразнее и сильно выросла в качественном плане лирика , написанная Плантом. В свое время музыкальная и околомузыкальная общественность ожидала продолжение громоподобной линии "Led Zeppelin II",неожиданно получив на "Led Zeppelin III",практически чистый фолк. Именно этим можно объяснить провал альбома. Однако сегодняшний день внес значительные коррективы в репутацию и восприятие этого альбома публикой и музыковедами.

Прислал Дмитрий sableman_1977@yahoo.com

"Led Zeppelin IV" (1971)

1971 - IV
  • 1. Black Dog (Page/Plant/Jones) -(4:55)
  • 2. Rock And Roll (Page/Plant/Jones/Bonham) - (3:40)
  • 3. The Battle Of Evermore (Page/Plant) - (5:38)
  • 4. Stairway To Heaven (Page/Plant) - (7:55)
  • 5. Misty Mountain Hop (Page/Plant/Jones) - (4:39)
  • 6. Four Sticks (Page/Plant) - (4:49)
  • 7. Going To California (Page/Plant) - (3:36)
  • 8. When The Levee Breaks (Page/Plant/Jones/Bonham/Memphis Minnie) - - (7:08)

В конце 60-х - начале 70-х Led Zeppelin зарекомендовали себя как группа абсолютно выдающаяся во всех смыслах. С выпуском первых трех альбомов, ставших бестселлерами, группа обрела всемирный успех. После выпуска в октябре 1970 г. великолепного альбома "Led Zeppelin III", в котором доминировали мягкие акустические построения, в конце года в Хедли Грэндж, старой мрачной мастерской в окрестностях Хемпшира, группа засела за работу над новой пластинкой. Полностью подготовленный для издания в виде 4-х пластинок формата ЕР (и названный Джимми Пейджем по этому поводу "Led Zeppelin IV") в начале 1971, альбом, позднее, когда из-за дороговизны этой затеи от нее пришлось отказаться, был окончательно сведен в один LP. В итоге, по решению музыкантов, название на конверте отсутствовало напрочь, равно как и имя коллектива. Единственным, что указывало на принадлежность пластинки, было упоминание имени ее продюсера - Джимми Пейджа. Каждый музыкант выбрал для себя графический символ, помещенный на обложку, поэтому в народе, наряду с уже упоминавшимся "Led Zeppelin IV", существуют такие варианты названия, как "The Runes Album" ("Рунический альбом"), "Four Symbols" ("Четыре символа") и "Zoso" (по тому знаку, который выбрал себе Пейдж). В США он вышел 8 ноября 1971 года, а в Великобритании 11 ноября. Столь значительный промежуток между записью и релизом альбома был вызван различного рода проблемами, среди которых была и полная перезапись пластинки, после того как в американской студии Sunset Sound, где Джимми Пейдж занимался окончательной доводкой альбома, его мастер-ленты были безнадежно испорчены. Тем не менее, это обстоятельство не помешало группе создать одну из наиболее совершенных работ не только в собственной истории, но и рок-истории в целом. На качество альбома повлияли и гастроли 1971 года (в том числе и клубное турне по Великобритании), в ходе которых, композиции, предполагаемые группой для включения в новый альбом обрели окончательный вид и были доведены до совершенства. В музыке этого альбома нашли свое удачное продолжение эксперименты группы по сочетанию элементов акустического фолка с хард-роковыми и хард-блюзовыми построениями, а мрачная атмосфера Хедли Грэндж (здание вместо парового отопления было оснащено камином и пропитано сыростью) придала новым произведениям группы атмосферу философского мистицизма. За годы, прошедшие с момента выхода альбома тексты пластинки обросли множеством спорных толкований, и поэтому в основном здесь представлена характеристика пластинки с музыкальной точки зрения.

Открывает альбом песня "Black Dog". Это хард-рок песня, несколько похожая по структуре на "Оh Well" Питера Грина из репертуара группы периода британского блюзового бума "Fleetwood Mac". Как признавался позднее Пейдж, ему нравилась эта песня, и он всегда мечтал написать что-либо подобное. ( В 1999 г. во время совместного турне Джимми Пейджа с американской группой "The Black Crowes" среди исполняемых песен была и "Оh Well"). Пение Роберта Планта непосредственно наложено на гитарную партию Джимми Пейджа и является своеобразной "перекличкой" между Робертом и Джимми. Песня завершается потрясающим прогрессив-рок соло Джимми Пейджа, одним из его лучших. Часто на концертах Плант представлял эту песню как "песню о псе, слишком старом для буги". Тем не менее, название вещи никак не связано с ее текстом. Песня названа так в "честь" дряхлого черного пса породы "лабрадор", который все время околачивался вокруг музыкантов.

"Rock And Roll". Как явствует из названия, это искрометный, энергичный тяжелый рок-н-ролл, один из лучших образцов этого жанра. Песня была создана экспромтом: в перерыве между сессиями записи Бонзо неожиданно заиграл вступление к классическому рок-н-роллу Литтл Ричарда "Keep A-Knockin'", а Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс на этой основе синтезировали рифф. На пианино в этой вещи Led Zeppelin помогал Иэн Стюарт (Ian Stewart) один и участников (в дальнейшем участник студийных сессий и концертов) "The Rolling Stones". Соло Пейджа превосходно, равно как и игра Бонзо.

Нарастающие из глубины трели мандолины Джимми Пейджа ведут нас в тревожную атмосферу "The Battle of Evermore". Вещь в музыкальном плане великолепно стилизована под традиционную английскую средневековую балладу. В тексте Роберта Планта гармонично синтезированы его увлечения кельтской мифологией, древнебританской историей и трилогией Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин Колец". Роберт создал мистическую философскую притчу о "вечной битве" Добра со Злом и о предопределенности ее исхода: силы Тьмы будут повержены, а Свет восторжествует. Плант поет дуэтом с участницей фолк-рок группы "The Fairport Convention" Сэнди Дэнни, которая, по утверждению музыковедов, ни до, ни после не пела столь магически красиво.

"Stairway To Heaven". Львиная доля успеха четвертой пластинки группы, реализованной на сегодняшний день фантастическим тиражом в 45 млн. экз., пришлась именно на эту печально-красивую и одновременно очень мощную балладу. Группа придавала ей значение главной, ключевой в альбоме и, стремясь подчеркнуть значимость этой вещи, ее текст впервые напечатан во вкладке пластинки. Текст этот, навеянный книгой британского историка Льюиса Спенса под названием "Magic Arts In Celtic Britain" ("Искусство магии в кельтской Британии"), по легенде, Плант написал практически сразу как услышал мелодию Пейджа. В песне есть языческое одухотворение природы, в ней отражен интерес Роберта к религии дохристианской Англии. Вообще, за десятилетия с момента написания, песня обросла множеством толкований, что отличает шедевры настоящего искусства. Структура музыкального развития песни эволюционирует от простой акустической фолк-баллады до эпического хэви-метал гимна, что отражает пристрастия музыкантов. Здесь Пейдж в очередной раз блестяще применяет свой новаторский композиционный прием: смену темпа внутри композиции. Флейта, звучащая в начале песни, это имитация звучания этого музыкального инструмента мастерски созданная Джонсом, посредством "рекордера" (клавишного инструмента).

"Misty Mountain Hop" . Основанная на стандартном для Zeppelin мощном клавишно-гитарном риффе, песня передает ощущения Планта о смерти движения хиппи на тот момент как такового.

"Four Sticks". Как и в случае с "Black Dog", название вещи никак не связано с ее текстом. Оно связано с тем, что при записи Бонзо играл партию ударных четырьмя барабанными палочками, получив таким образом саунд барабанов таким, каким он хотел его представлял.

"Going to California". Акустическая песня, одна из любимых Плантом вещей. Лирический герой песни, покидает свою прежнюю любовь, девицу с явно завышенными запросами, ради ждущей его бескорыстной любви в солнечной, хипповой Калифорнии. В песне отразились воспоминания о калифорнийском землетрясении 1971 года, застигшем группу во время американского турне, в Лос-Анджелесе.

"When The Levee Breaks". Основой этого тяжелого блюза стала песня блюзовой певицы и гитаристки Мемфис Минни (Memphis Minnie, Лиззи Дуглас (Lizzie Douglas), род. 3 июня 1897 г., в Элджирз (Algiers), Луизиана, ум. 6 августа 1973 г., в Мемфисе (Memphis), Теннесси). Песня была написана в 1929 году, в год начала Великой Депрессии. Песня передает ощущения темнокожих жителей американского "крайнего" юга, которые оставались без средств к существованию, и, из-за постоянных наводнений и без жилья. Транскрипция группы является просто блестящей. Аранжировка родилась из барабанного вступления Джона Бонэма, инструменты которого были расставлены посреди большого зала с удаленными от них микрофонами. Барабаны Бонэма, вместе с гармоникой Планта и гитарой Пейджа нагнетают напряжение. Финальный аккорд Джонса на синтезаторе, усиленный реверберационным эхо-эффектом, создает впечатление прорыва плотины, о возможности которого повествует песня и темные страхи подсознания вырвутся наружу, сметая устоявшуюся добропорядочную жизнь.

"Led Zeppelin" своим четвертым альбомом создали настоящий, несомненный шедевр, не только для группы, но и для истории рок-музыки в целом. Это подтверждает тираж альбома, впервые в истории, не имевшем на конверте не только названия, но и имени группы, его записавшей. Это было сделано по настоянию Джимми Пейджа, считавшего, что музыка способна и должна говорить сама за себя. Таким образом, из "коммерческого самоубийства" родился один из величайших коммерческих успехов. Альбом, символизм которого остается во многом загадкой до сих пор.

Прислал Дмитрий sableman_1977@yahoo.com