"Vader" - практически первая брутальная команда, прорвавшаяся из-за "железного занавеса" на Запад и добившаяся мировой известности. Состав ее неоднократно менялся, а вместе с тем на первых порах менялся и стиль. И хотя проект стартовал в 1983 году в одно время с пионерами дэт-металла "Possessed" и "Death", к этому жанру поляки присоединились не сразу, а, начав с традиционного хэви, прошли эволюционный путь через спид-метал и трэш. У истоков группы, позаимствовавшей свое имя у персонажа "Звездных войн", стояли басист Петр Вивчарек и гитарист Збышек Вроблевски, но полностью кадровый вопрос долгое время не решался, и только в конце 1985-го коллектив отыграл первый концерт. Петр к тому времени переключился на гитару, а вместе с основателями теперь выступали вокалист Роберт "Чарны" Чарнета, басист Роберт "Астарот" Стручевски и барабанщик Гжегош "Белиал" Яцковски. Вскоре команда сделала первые записи на местной радиостанции в родном Ольштыне, но куда более важным событием для нее стало участие в первом металлическом фестивале "Metalmania". Мероприятие собрало порядка 5000 зрителей, а после него на группу посыпались разные предложения о проведении концертов и выступлении в эфире. На тот момент "Vader" стали активно продвигаться в более агрессивном направлении, однако Збышек остался недоволен этим курсом и ушел в соответствующий его вкусам проект "Raxas". В конце 1986-го усеченный состав отыграл концерт на одной из студенческих площадок, а на его основе было выпущено демо "Live In Decay".
Далее наметился серьезный отток кадров: Чарнета перебрался в "Raxas", Яцковски ушел служить в полицию, а вслед за ними исчез и Стручевски. Как бы то ни было проект продолжал функционировать, и в 1989-м забравший себе главный микрофон Вивчарек вместе с новеньким барабанщиком Кшыштофом "Доком" Рачковски подготовил демо "Necrolust". Любопытно, что эта пленка распространялась не только в Польше, но и за ее пределами, и таким образом о "Vader" стали писать зарубежные издания. В том же году группа обзавелась постоянным менеджером в лице Мариуша Кмиолека, а сделанный под его началом пробник "Morbid Reich" стал настоящим бестселлером метал-андеграунда. Успех демо привел команду под крышу специализировавшейся на экстриме британской конторы "Earache", однако при этом свои первые зарубежные концерты коллектив отыграл в СССР. Дебютный альбом вышел осенью 1992-го, причем "The Ultimate Incantation" был сделан все же по восьмидесятническим канонам, и к тому же в нем явно прослеживались трэшевые корни.
На "Earache" музыкантам закрепиться не удалось, и два следующих диска (EP "Sothis" и концертник "The Darkest Age") издавались под флагом польской конторы "Baron Records". В составе между тем происходили очередные тасовки, и на сессиях "De Profundis" вместе с Петром и Доком работали гитарист Ярослав "Чайна" Лабинец и басист Лешек "Шамбо" Раковски. Альбом 1995 года показал существенно возросшее мастерство музыкантов, и многие отозвались о нем как о шедевре, попутно отмечая не только скорость, но и почти что машинную точность исполнения. Вдогонку к "De Profundis" был выпущен диск каверов "Future Of The Past", куда наряду с вещами тяжеловесов типа "Kreator" и "Slayer" неожиданным образом затесалась композиция "L.F.Y." из репертуара "Depeche Mode". Тем временем "Vader" интенсивно трудились не только в студии, но и живьем, и, не выдержав бешеного темпа, Чайна уступил место Маурици "Маузеру" Стефановичу. Вернувшись к оригинальному материалу, группа вспомнила о своем трэшевом прошлом и на альбоме "Black To The Blind" сделала заметный уклон в соответствующем направлении. Выход этого диска сопровождался совместными гастролями с "Morbid Angel", а также первым визитом поляков в Японии, по итогам которого вышел концертник "Live In Japan" и был заключен контракт с островной конторой "Marquee/Avalon".
Если последние студийники издавались на фирме "Impact/System Shock", то под конец 90-х "Vader" удалось повысить свой статус переездом на "Metal Blade". На рубеже веков команда поставила на рынок достойный образец скоростного дэта "Litany", и хотя Док, считающийся одним из лучших барабанщиков жанра, здесь все еще справлялся со своими обязанностями на отлично, вскоре у него обострились проблемы с алкоголем и наркотиками, и ударника пришлось отправить в реабилитационку. Пока Рачковски приходил в норму, его временно подменял Забек из "Yattering", но в начале нулевых произошла рокировка басистов, и место Шамбо занял Конрад "Саймон" Кархут. В 2002-м вышел альбом "Revelations", на котором длительность треков подросла, а количество гитарных соло увеличилось, но параллельно темп несколько снизился. В любом случае слушатели оценили работу по достоинству, и диск стал первой номинацией группы на национальную премию "Фридерик". К сожалению, Кшыштоф так и не смог справиться со своими демонами, и с ним пришлось распрощаться, а в 2005-м барабанщик скончался от сердечной недостаточности.
Годом ранее с участием ударника Дариуша Бжозовски был записан альбом "The Beast", получившийся помелодичнее предшественника и улучшивший чартовые позиции на 14 пунктов. В то время официальным басистом "Vader" числился Марчин "Новы" Новак, однако он выступал только на концертах, а в студии соответствующие партии писал Вивчарек. В середине нулевых коллектив переехал на шведский лейбл "Regain Records", где дебютировал с программой "Impressions In Blood". И хотя эта работа была отмечена появлением симфонических вставок, в целом команда осталась верна собственному стилю. В 2008-м группа отметила четвертьвековой юбилей выпуском двойника "XXV" со своей заново перезаписанной классикой, но вскоре ее накрыла волна кадровых перестановок, лишившая Вивчарека всех прежних партнеров. Впрочем, Петру было не привыкать справляться с подобными ситуациями, и в 2009-м он фактически вдвоем с барабанщиком Павлом "Полом" Ярошевичем, затарившись свеженьким контрактом от "Nuclear Blast", подготовил великолепный альбом "Necropolis", вполне заслуженно нашедший себе место в лучшей польской пятерке. В начале десятых состав продолжал регулярно обновляться, а на очередных сессиях третьим официальным игроком стал гитарист Марек "Спайдер" Пайок. В 2011-м в таком виде команда записала диск "Welcome To The Morbid Reich", который намекал на возврат к корням не только своим названием, но и включением в трек-лист римейка классической вещицы "Decapitated Saints". Уже после релиза "Vader" обзавелись официальным басистом в лице Томаша "Хала" Халицки, а Ярошевича сменил англичанин Джеймс Стюарт, и на удивление сложившийся таким образом квартет проработал более 10 лет.
В 2014-м группа опубликовала альбом "Tibi Et Igni", на котором опять использовались симфонические интро, а количество трэша пошло в рост. Далее была сделана передышка от оригиналов в виде сиквела к "Future Of The Past", но уже в 2016-м коллектив вернулся с номерным студийником "The Empire", на котором находился десяток трэш/дэтовых треков общей длительностью чуть более получаса. Далее подкатил очередной юбилей, и 25-летие своего первенца "Vader" отметили его полной переработкой и переизданием под именем "Dark Age". В конце десятых группа устроила себе небольшую передышку, а по возвращении из отпуска совершила серьезный чартовый рывок и обеспечила альбому "Solitude In Madness" второе место в национальных списках. В 2022-м перебравшегося в "Decapitated" Стюарта сменил Михал Анджейчик, а после возвращения Маузера усиленный состав проверил свои силы с помощью EP "Humanihility".