НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Kobaia |
||
MAGMAПриемный сын джазового пианиста Кристиан Вандер (р. 21 февраля 1948) первоначально следовал по стопам отца, оттачивая технику игры под влиянием таких титанов жанра как Джон Колтрэйн и Элвин Джонс. Получив классическое музыкальное образование, он начал выступать в качестве барабанщика в различных джазовых и ритм-энд-блюзовых ансамблях, но в самом конце 60-х основал собственную группу. К такому шагу Вандера подвигла озабоченность духовным и экологическим будущим Земли, и в рамках своего проекта, получившего название "Magma", он решил рассказать о взаимоотношениях человечества с представителями других цивилизаций. Кристиан придумал планету Кобайя и даже изобрел кобайянский язык, на котором впоследствии исполнялись многие песни группы. Состав ее с самого начала флуктуировал, но к первому альбому партнерами Вандера являлись Клёд Онжель (гитара, флейта, вокал), Франсис Моз (бас, контрабас), Франсуа Каэн (пианино), Тедди Ласри (саксофон, флейта), Ришар Ру (саксофон, флейта), Ален Шарлери (труба, перкуссия) и Клаус Баскуи (вокал). Дебютный двойник рассказывал о прибытии партии землян на Кобайю, их знакомстве с новым миром и о приглашении тамошних жителей с ответным визитом на нашу планету. В музыкальном плане работу можно было по большому счету расценить как джаз-рок, и в схожем стиле был сделан и второй альбом. К сессиям "1001° Centigrades" ансамбль успел перенести несколько кадровых перестановок: ушли Онжель, Шарлери и Ру, а вместо них появились Луи Туеска (труба) и Йокко Сеффер (саксофон, кларнет). Вторая глава космической саги повествовала о визите кобайянцев на Землю, захвате их корабля местными властями и прибытии спасательной экспедиции инопланетян на выручку своим товарищам. В основу же третьей части легло предсказание пророка Небера Гюдаштта о том, что земляне могут спасти себя, очистившись с помощью священного кобайянского гимна "Zeuhl Wortz". На "Mekanik Destruktiw Kommandoh", записанном с участием хора, группа отошла от раннего саунда и выработала уникальный стиль, вобравший в себя элементы джаза, авангарда, оперы, минимализма и классической музыки 20-го века. Впоследствии в схожей манере работали и многие другие (в основном французские) команды, а новый жанр был назван кобайянским словечком "дзюль". Как бы то ни было, но в 1974 году Вандер решил отойти от найденного пути, выпустив с в очередной раз обновленным составом "Magma" альбом "Kohntarkosz", не похожий на предыдущие опусы. Музыка здесь приобрела атмосферный характер, аранжировки стали более структурированными, а вместо приключений на космических просторах слушателям была предложена история об открытии археологом Контаркосом гробницы фараона по имени Эментет-Ре. На следующем студийнике композиторские амбиции Вандера были сильно потеснены басистом-клавишником Жанником Топом, взявшим на себя добрую половину материала. Из старичков в команде на тот момент помимо Кристиана оставался только Клаус, а остальными членами "Magma" являлись Патрик Готье (клавишные), Стела Вандер (вокал) и Бернар Паганотти (бас). На "Udu Wudu" много внимания было уделено синтезаторам, а длительность композиций на первой стороне пластинки заметно подсократилась. После выхода диска группа фактически развалилась, однако Вандер вскоре реанимировал проект и в 1978 году со своими подопечными представил на суд публики альбом "Attahk". В данной работе были использованы элементы фьюжна, фанка, ритм-энд-блюза, госпела и поп-музыки, и поэтому ревностные фанаты "Magma" оказались разочарованы отходом от фирменного дзюль-саунда. После "Attahk" в студийной деятельности образовалась шестилетняя пауза, а когда вышел выдержанный в стилистике соул-джаз-фанка "Merci", поклонников группы поставили в тупик очередные нововведения. Подавляющее число песен теперь было исполнено на английском и французском, а от кобайянского остались только рожки до ножки, и видимо поэтому спрос на пластинку оказался невелик. В 1989-м команда опубликовала черновую версию "Mekanik Kommandoh", но реальное возвращение "Magma" состоялось лишь в третьем тысячелетии, когда вышли альбомы "K.A." и "Emehntehtt-Re". Обе работы, являвшиеся подзадержавшимися частями трилогии о Контаркосе, были выдержаны в фирменном стилистике дзюль, а вся лирика вновь была написана исключительно на кобайянском. Если на этих пластинках группа представила материал, заготовленный еще в 70-х, то на "Felicite Thosz" чета Вандеров в окружении соратников преподнесла относительный свежачок, заготовленный Кристианом в самом начале третьего тысячелетия. Данная работа отличалась краткостью, как общей, так и каждого отдельного из треков, но в целом это не портило картину и производило впечатление полноценного фирменного альбома "Magma". Вскоре Кристиан решил бросить взгляд в прошлое и вместе с командой переработал композицию "Riah Sahiltaahk" со второй полнометражки и полученный результат опубликовал в виде отдельного диска. Звучание пластинки не превышало 25 минут, но следующая работа получилась еще короче, причем при сохранении классического саунда на "Slag Tanz" в ход пошли тексты на французском. К концу декады выяснилось, что у группы остались еще кое-какие заготовки, и хотя эти вещи ранее исполнялись живьем, в студии они не записывались, и диск "Zess, Le Jour De Neant" исправлял это упущение. Но если здесь, как обычно, материал принадлежал Вандеру, то в следующий раз лидер "Magma" часть авторских прав делегировал своим партнерам, и гораздо более светлый чем предшествующие работы "Kartehl" стал по-настоящему командным альбомом. Last update 03.03.23 |