НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Shadow on the wall
|
||
MIKE OLDFIELDПрогрессив, уорлд-мьюзик, фолк, классика, эмбиент, поп, нью-эйдж, электроника - все эти жанры, а также их смеси знакомы нашему герою не понаслышке: за свою продолжительную карьеру он произвел над ними немало экспериментов. Майк Олдфилд родился в Рединге 15 мая 1953 года. Сценическая деятельность началась для него в фолк-клубах - играя на акустической гитаре, Майк уже тогда имел в загашнике пару 15-минутных инструменталов, на протяжении которых не раз менял настроение, и которые были предтечей его знаменитых семидесятнических опусов. Какое-то время юный Олдфилд также выступал с группой а-ля "Shadows", а в 1967-м вместе с сестрой Салли организовал фолк-дуэт "The Sallyangie". Ансамбль выпустил один альбом и распался, а Майк вновь взялся за рок-н-ролл уже в другой семейной группе (с братом Терри) "Barefoot". В 1970 году он очутился в сопровождающей команде Кевина Эйерса "The Whole World". Играя в ней на басу и на гитаре, Олдфилд параллельно увлекся сочинением собственной музыки. Долгое время он не мог никого заинтересовать своим творчеством, но потом получил в подарок от Ричарда Брэнсона неделю студийного времени и за этот период смог подготовить программу, сделавшую музыканта знаменитым. Впрочем, известным Майк стал не сразу - ему пришлось безуспешно пооббивать пороги всяческих фирм, прежде чем тот же Брэнсон не создал лейбл "Virgin Records" и не выпустил на нем "Tubular Bells". Одна композиция длительностью в 49 минут, более 30 инструментов (на большинстве из них Олдфилд сыграл лично), многочисленные наложения и смены настроений, фолк, арт-рок и минимализм в одном флаконе - все это создавало такую красивую и необычную атмосферу, что альбом был просто обязан провести несколько месяцев в лидерах хит-парадов. Пластинка, подготовившая почву для жанра нью-эйдж, стала не только самым кассовым релизом Олдфилда - в списке британских бестселлеров она заняла 34-ю строчку. Надо сказать, что свалившийся на него успех не очень-то порадовал музыканта, и он спрятался от глаз публики в глубинке, где подготовил второй сольник. На первый взгляд "Hergest Ridge" с его одной поделенной на две части заглавной композицией должен был напоминать "Tubular Bells", однако эта работа вышла более спокойной и более ровной, без резких метаний между стилями. Хотя альбом быстрее добрался до вершины британской таблицы, продавался он уже не такими сумасшедшими темпами и ограничился золотом. Продолжая пользоваться формулой длиннющих треков, на "Ommadawn" Майк добавил в них ирландские и африканские мотивы и таким образом записал себя и в пионеры уорлд-мьюзик. В том же году он выпустил оркестровую версию "Tubular Bells", после чего сбитый с толку разгулом панк-рока на длительное время замолчал. Нарушив затворнический образ жизни, Олдфилд не только выдал двойной фолково-ньюэйджевый альбом "Incantations", но и устроил в его поддержку солидное турне. Со следующей пластинки музыкант перешел к укороченному формату композиций и даже длинный титульный трек был порублен на четыре части. К тому же на "Platinum" Майк начал проявлять интерес к коммерции, и наиболее ярким примером новых предпочтений здесь стала диско-обработка "North Star" Филипа Гласса. На "QE2" к традиционным для Олдфилда инструменталам добавились номера с вокалом и, несмотря на кельтский окрас альбома, на нем продолжилось движение в поп-мэйнстрим (например, здесь появился кавер "Abba" "Arrival"). И хотя с программой "Five Miles Out" Майк еще не совсем погрузился в коммерцию и демонстрировал прогрессивные корни, пластинка вернула музыканта в горячую десятку. В 1983 году в компании с Мэгги Райлли он записал крупный шлягер "Moonlight Shadow", а кроме того, на альбоме "Crises" прозвучал еще один хит, спетый Роджером Чапмэном "Shadow On The Wall". Однако вскоре популярность Олдфилда стала снижаться, и если студийник "Discovery" не без помощи той же Райлли вырулил в Топ 20, то диск-саундтрек "The Killing Fields" оказался провальным. Умеренным спросом пользовались записанные с множеством гостевых вокалистов "Islands" и "Earth Moving", и на рубеже 90-х Майк решил уйти из поп-рока, тем более что его отношения с "Virgin Records" оказались расстроенными. В то время как многие ждали от него либо очередного хит-сингла, либо возвращения к "колоколам", музыкант записал весьма неформатный альбом: "Amarok" представлял собой часовой длины трек с часто меняющимися темами, непредсказуемыми вспышками шумов и звуками морзянки, отстукивающей ругательства по адресу Брэнсона. Завуалированные нападки на партнера Олдфилд поместил и на студийник с лично исполненными вокальными партиями "Heaven's Open" (данная работа примечательна также тем, что вышла под именем Michael, а не Mike), так что за появлением этого диска последовал неизбежный разрыв с "Virgin". Заключительный плевок в сторону "вёрджинцев" был сделан по подписании контракта с "Warner Bros", где Майк дебютировал с сиквелом на "Tubular Bells" (а ведь на такой шаг его и подбивал Ричард). В середине 90-х вышли два нью-эйджевых альбома, навеянный одноименным романом Артура Кларка "The Songs Of Distant Earth" и ориентированный на кельтскую культуру "Voyager", а в 1998-м Олдфилд в третий раз вернулся к "колокольной" теме. Завершили декаду еще два студийника: на "Guitars" все инструменты, включая перкуссию, были сымитированы с помощью гитар, а на "The Millennium Bell" артист рассмотрел сквозь музыкальную призму и разнообразные стилизации различные фрагменты человеческой истории. Выдав таким образом серию концептуальных или полуконцептуальных работ, Майк сделал трехлетний перерыв, а в 2002-м в "Tres Lunas" вернулся к простому настроенческому нью-эйджу. К 30-летнему юбилею "Tubular Bells" (да и к собственному полтиннику) Олдфилд заново перезаписал свою классику с использованием современных технологий и выпустил "Tubular Bells 2003" не только на CD, но и на DVD-Audio. Перейдя с "Warner" на "Mercury Records", музыкант подпал под очарование выходящих на Ибице сборников "Cafe Del Mar" и подготовил по этому поводу двойной альбом "Light + Shade". Первая его часть сообразно названию содержала светлые и легкие треки, а вторая - более мрачные и груженые. Следующий альбом также планировалось сделать электронным, однако в процессе работы Майк все больше и больше увлекался оркестровками, и в конце концов "Music Of The Spheres" стал его дебютом в классической музыке. Не давая у себя на родине крупных концертов более 10 лет, в 2012-м артист выступил на церемонии открытия лондонских Олимпийских игр. Зарядившись спортивным духом и получив большой прилив бодрости, спустя два года Олдфилд отказался от расслабленного нью-эйджа и впервые за всю карьеру записал настоящий рок-альбом "Man On The Rocks". Собрав за него букет хвалебных рецензий, в дальнейшем Майк все же снова решил оглянуться в прошлое и в 2017-м выпустил сиквел к полнометражке 1975 года, причем диск занял четвертое место в британских чартах. В дальнейшем музыкант намекал, что хочет записать четвертую часть "Tubular Bells", а к 50-летию своего главного шедевра подготовил его ремастерированное переиздание. Last update 03.03.23 |