НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Take on me
|
||
A-HAПол Воктор и Магне Фюрюхолмен начали совместно заниматься музыкой, когда им едва перевалило за десять лет, а в конце 70-х они сколотили группу "Bridges". Их тогдашний коллектив находился под большим влиянием культовой американской команды "The Doors" и в 1980-м собственными силами умудрился выпустить дебютный альбом. На диске звучали довольно амбициозные, почти симфонические вещи, но вот при записи второй пластинки у музыкантов возникли творческие разногласия, и проект развалился. Тем временем Полу и Магне хотелось попасть в большой шоу-бизнес, и они вознамерились отправиться в Лондон, чтобы побыстрее добиться успеха. Туда же они пригласили поехать попавшего в их поле зрения вокалиста Мортена Харкета, но тот, хоть и был не против поработать вместе, в Англию поехать отказался. Воктор и Фюрюхолмен все же смотались на берега туманного Альбиона, однако вояж прошел впустую, и спустя несколько месяцев парни вернулись несолоно хлебавши. Вторичные переговоры с Харкетом закончились успешно, и вскоре трио приступило к совместным репетициям, а попутно свежеиспеченная команда обзавелась именем "A-ha". Когда же у молодых людей подкопился кое-какой материал, они уже все вместе рванули в Лондон. Там горячие норвежские парни взялись обзванивать все лейблы подряд, и, наконец, им удалось подписаться на фирму "Lionheart". Впрочем, заключение контракта не избавило их от проблем, в том числе и финансовых, и музыкантам пришлось перенести немало трудностей, прежде чем дело сдвинулось с мертвой точки. В 1983 году "A-ha" записали несколько песен, которые заинтересовали представителей "Warner Bros", и спустя некоторое время группа перебралась на мажорную площадку. Первая версия будущего шлягера "Take On Me" получилась грубоватой, но когда Пол и Магне организовали дополнительную синтезаторную подкладку, результат получился ошеломляющим, и всего лишь за неделю было распродано огромное количество экземпляров этого сингла. Выпущенный вдогонку миньон "The Sun Always Shines On TV" также ворвался в биллбордовскую двадцатку, а подоспевший клип на "Take On Me" с оживающими карандашными рисунками был восемь раз номинирован на премию MTV. На фоне этих достижений дебютный альбом "Hunting High And Low" стал мировым бестселлером, а группа обрела звездный статус и готовилась отправиться в полномасштабное турне. Если на первенце звучал синт-поп в чистом виде, то на "Scoundrel Days" саунд несколько повзрослел, и в таких вещах как "The Swing Of Things" и "I've Been Losing You" наметился отход в сторону поп-рока. И хотя в коммерческом плане второй лонгплей получился чуть менее успешным, он тем не менее в нескольких странах заработал платину и оставил в золотом фонде "A-ha" такие хиты как "I've Been Loosing You", "Manhattan Skyline" и "Cry Wolf". Начиная с пластинки "Stay On These Roads" популярность норвежцев в США стала падать, но у команды оставалось множество поклонников в других странах, таких как Бразилия, Германия, Англия, Голландия и т.д. Одним из самых примечательных моментов третьего альбома стала тема из фильма о Джеймсе Бонде "The Living Daylights", а кроме того, на диске присутствовали такие удачные номера как заглавный трек, "The Blood That Moves The Body" и "Touchy!". Осенью 1990-го вышла четвертая полнометражка, которая продемонстрировала уход от радиодружественного саунда и обильной синтетики к более мрачному настрою и живому звучанию инструментов. Особым вниманием на "East Of The Sun, West Of The Moon" был отмечен кавер "Everly Brothers" "Crying In The Rain", а на последующем фестивале "Rock In Rio" выступление "A-ha" собрало куда больше народу чем концерт "Guns 'N Roses", но все это не спасло команду от снижения продаж. Если сборник 1992 года "Headlines And Deadlines" еще имел неплохой успех, то студийник "Memorial Beach", на котором проявились влияния "U2", потерпел коммерческое фиаско. В 1994-м "A-ha" выступили с концертами на Зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере, но после парочки небольших туров из-за внутренних разногласий и проблем с лейблом приостановили свою деятельность. Середину 90-х музыканты потратили на занятия собственными проектами, однако в 1998-х их пригласили поучаствовать в церемонии вручения Нобелевской премии. На ней группа исполнила свой старенький шлягер "The Sun Always Shines On TV" и специально написанную Воктором для данного мероприятия песню "Summer Moved On", после чего коллектив вернулся в творческий процесс и начал готовить камбэк-альбом. В программе "Minor Earth / Major Sky" команда уже не стремилась стать законодательницей танцполов, но зато выдала подборку мягких лиричных песен, которые все равно смогли зацепить публику и обеспечить диску высокий уровень продаж. Три вещи с пластинки, включая заглавный трек и вышеупомянутую "Summer Moved On", стали хитами, а тираж альбома перевалил за полтора миллиона экземпляров. Следующая полнометражка ввиду ее относительно недолгой подготовки, излишней затянутости (да и весьма странной обложки) уступала предшественнице по качеству, однако все равно породила еще как минимум парочку хитов, "Forever Not Yours" и "Lifelines". Во время сопроводительного тура был записан концертник "How Can I Sleep With Your Voice In My Head", а несколько позже в комплекте с биографией группы ("The Swing Of Things") ограниченным тиражом был выпущен сборник редкостей "The Demo Tapes", включавший в себя раннюю версию "Take On Me". К своему 20-летнему юбилею коллектив также подготовил компиляцию "The Definitive Singles Collection 1984-2004", с помощью которой норвежцы после десятилетней паузы смогли вернуться в британский Топ 20. Следом в островную горячую десятку попал сингл "Analogue (All I Want)", а незадолго до этого группа после длительного перерыва отыграла аншлаговый концерт в Америке. Хотя основная часть материала с восьмого студийника исполнялась в привычной расслабленной манере, ряд вещей на нем звучал достаточно бодро, что некоторые обозреватели сочли возвращением к корням. Впрочем, по-настоящему вернуться к раннему синт-попу норвежцы смогли только в конце нулевых, когда реально порадовали давних фанатов программой "Foot Of The Mountain". И хотя в Англии альбом стартовал на пятой позиции, а в Германии ему досталась пальма первенства, на волне успеха "A-ha" решили, что им пора достойно уйти и объявили о прощальном туре. Гастроли продлились весь 2010 год и завершились 4 декабря на столичной площадке "Oslo Spektrum", причем последнее выступление было запечатлено на камеры и в апреле 2011-го стало доступно в форматах DVD и Blu-ray, а также CD. И все же команде не удалось избежать соблазна камбэка, и уже в 2015-м троица не только вернулась на концертные площадки, но и выпустила свеженький студийник "Cast In Steel". И хотя на обложке этого диска красовался оригинальный логотип, который не использовался более 20 лет, а продюсированием занимался Алан Тарни, с которым "A-ha" сотрудничали на заре своей карьеры, тот самый классический синт-поп можно было отметить лишь в треке "Forest Fire", тогда как остальной материал находился ближе к ньювэйву. В 2017-м группа отыграла серию акустических сетов и для передачи "MTV Unplugged" записала акустический концертник "Summer Solstice". Под флагом "unplugged" прошли и европейские гастроли следующего года, а вот турне, посвященное выпуску дебютного лонгплея, было скомкано из-за ковида. Когда пандемия отступила, выступления команды возобновились, а в 2022-м вышел полнометражник "True North". Данный альбом записывался в студии живьем, да еще и в сопровождении оркестра, поэтому его звучание заметно отличалось от всех предыдущих работ. И хотя новенький опус не сопровождался серьезными хитами, и о рекордных продажах говорить не приходилось, публика сохраняла немалый интерес к творчеству "A-ha", доказательством чего служили отличные чартовые позиции во многих странах. Last update 23.10.24 |