НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Black water side
|
||
BERT JANSCHЕго официальная фамилия Янш, однако сам он как и многие члены его семьи с немецкими корнями предпочитали англоязычный вариант Дженш. Этого артиста, оказавшего влияние на Джимми Пэйджа, Нила Янга, Ноэла Галлахера и многих других, зачастую называют шотландским Бобом Диланом, хотя такое сравнение является некорректным. Ведь если творчество Циммермана строилось на текстовой основе, то для нашего героя первичной всегда была музыка. Херберт Дженш родился 3 ноября 1943 года в Глазго, а свою юность провел в Эдинбурге. В подростковом возрасте Берт обзавелся гитарой и начал похаживать в местный фолк-клуб. Там он познакомился с Арчи Фишером и Джилл Дойл, которые ввели парня в мир музыки Пита Сигера, Брауни МакГи и Вуди Гатри. Вскоре Берт сам начал сочинять песни и выступать с ними в различных фолк-клубах. Помотавшись по Англии два года, Дженш отправился путешествовать в Европу, где зарабатывал на жизнь уличными концертами и случайными выступлениями в кафе и барах. В середине 60-х музыкант перебрался в Лондон, где фолк-движение было на подъеме. К тому времени Берт выработал свой уникальный стиль, собравший воедино фолковые, блюзовые и джазовые элементы, и поэтому артиста охотно принимали такие клубы как "Marquee", "100 Club" и "Les Cousins". Как-то раз Дженш познакомился со звукоинженером и продюсером Биллом Лидером, и тот записал его музыку прямо на домашний бобинный магнитофон. Пленка была продана за 100 фунтов небольшому фолк-лейблу "Transatlantic Records", который на ее основе весной 1965 года выпустил альбом "Bert Jansch". Благодаря отличным композициям и особенно инновационной технике игры Берта пластинка произвела сенсацию и стала образцом для подражания легионам других гитаристов. За "Bert Jansch" последовали еще два альбома, "It Don't Bother Me" и знаменитый "Jack Orion", на которых Дженш продолжил осваивать новый подход к исполнению традиционных фолк-баллад. Одну из композиций с "Jack Orion" ("Blackwaterside") впоследствии позаимствовали "Led Zeppelin", переделав ее название на "Black Mountain Side". В записи обоих вышеупомянутых альбомов участвовал гитарист Джон Ренборн, с которым в 1966 году Берт выпустил совместную пластинку "Bert And John". Немного погодя с помощью того же Ренборна Дженш организовал группу "Pentangle", в которую вошли Джеки МакШи, Терри Кокс и Дэнни Томпсон. Несмотря на коммерческий успех команды и ее доминирующее значение для самого музыканта, Берт успевал параллельно выпускать и сольники. На "Nicola" он пытался коммерциализировать звучание за счет более попсового материала и дополнительных аранжировок, а следующий диск-гигант "Birthday Blues" смахивал на творчество "Pentangle" (тем более что на нем играли Терри Кокс и Дэнни Томпсон), но лучшей работой этого периода поклонники Дженша сочли альбом "Rosemary Lane". После распада группы музыкант сосредоточился на сольной карьере и выпускал диски относительно регулярно. Из семидесятнического наследия Дженша можно выделить такие наиболее удачные работы как "L.A. Turnaround", "A Rare Conundrum" и чисто инструментальный фолк-джазовый диск "Avocet". В конце 70-х Берт обзавелся собственным магазином по продаже гитар (который, правда, после двух лет не особо удачной торговли закрылся), а в следующей декаде принимал участие в камбэках "Pentangle". Впрочем, еще до первого реюниона Дженш возвращался к командному формату, выпустив диск "Thirteen Down" под маркой "Bert Jansch Conundrum", однако такая попытка осталась единственной. В то время Берт сильно попивал и поэтому в финансовом вопросе не всегда сводил концы с концами. Так, например в 1982-м ему пришлось воспользоваться помощью двоих юных фанатов, позаимствовавших деньги у своей матери и профинансировавших сессии "Heartbreak". Но если здесь ему помогали несколько наемных музыкантов, то в следующий раз Дженш остался один на один со своей гитарой, и изданный крошечным бельгийским лейблом "From The Outside" выглядел весьма и весьма минималистичным. Под конец 80-х беспробудное пьянство загнало-таки Берта в больницу, из-за чего была надолго прервана работа над совместным альбомом с Родом Клементсом "Leather Launderette". Очистившийся Дженш вернулся в 1990-м, выпустив сразу две отменных полнометражки, "Sketches" и "The Ornament Tree". Однако творческий запал быстро иссяк и на протяжении 90-х Берт также записал всего два (хотя и не менее качественных) студийника. В начале нового тысячелетия несколько снизилась и концертная активность артиста, что объяснялось ухудшением состояния здоровья. Тем не менее свой 60-летний юбилей Берт встретил достойно и отметил его аншлаговым выступлением в лондонском "Queen Elizabeth Hall". Альбомы "Crimson Moon" и "Edge Of A Dream" имели блюзовый оттенок, а появление таких помощников как Бернард Батлер и Джонни Марр добавило в них электричества. Присутствовали гости и в программе "The Black Swan" (Beth Orton, Devendra Banhart, Helena Espvall), причем наряду со своими номерами Дженш использовал здесь несколько традиционных мотивов. "Черный лебедь" оказался для музыканта действительно "лебединой песней" – 5 октября 2011 года знаменитый британский фолкер скончался от рака. Last update 21.05.13 |