НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Mr. Guitar
|
||
CHET ATKINSЭтот человек известен тем, что проложил музыке кантри дорогу в поп-чарты и сформировал так называемый нэшвилльский саунд. Хотя за свою долгую карьеру Чет Аткинс записал множество собственных пластинок, он зачастую выступал в роли сессионщика, а также работал рекорд-продюсером. Будущий обладатель полутора десятков премий "Grammy" и член "Зала Славы Кантри" родился 20 июня 1924 года. В шесть лет он попробовал играть на укулеле, затем перешел на скрипку, а к девяти годам раздобыл себе гитару. Парнишка самостоятельно занимался с этим инструментом и достиг определенных успехов, однако свой стиль появился, после того как он услышал по радио игру Мёрла Трэвиса. Но если Мёрл извлекал мелодии указательным пальцем, задействуя большой для басовых нот, то Чет приспособил под первое три пальца и тем самым изобрел свое фирменное пощипывание ("picking"). Расставшись в 1942 году со школой, Аткинс устроился на радио, где аккомпанировал Биллу Карлайлу и играл в составе небольшой инструментальной группы "Dixieland Swingsters". Спустя несколько лет Чет сменил еще пару станций, а в 1946-м появился в известной кантри-программе "Grand Ole Opry", выступив на сопровождении у Реда Фоли. В том же году на нэшвилльском лейбле "Bullet Records" вышел его первый сингл "Guitar Blues". Некоторое время Аткинс трудился на станции WRVA в Ричмонде, но поскольку его аранжировки слишком отличались от заданного формата, ему пришлось оттуда уйти. Как бы то ни было, но пленка с записью одной из тех передач попала в руки шефу кантри-отдела фирмы "RCA" Стиву Шолсу и тот всерьез заинтересовался игрой Чета. Разыскать гитариста оказалось непросто, поскольку тот успел сменить еще ряд работодателей, но, в конце концов, контракт состоялся, и в 1947-м "RCA" выпустила первую пластинку Аткинса. Продажи ее оказались неутешительными, и Чет некоторое время выступал в роли аккомпаниатора. Наибольший успех получило его сотрудничество с "Homer And Jethro", Мэйбелл Картер и "The Carter Sisters", но и помимо этого Аткинс являлся самым востребованным сессионщиком "RCA", а также завсегдатаем "Grand Ole Opry". Несмотря на то что гитарист пока не имел ни одного собственного шлягера, он помогал записывать хиты другим артистам, и именно в то время с его подачи зародился нэшвилльский саунд. Фирма высоко оценила работу музыканта, и в 1953-м сделала его консультантом своего отделения в Нэшвилле. В том же году Аткинс вновь начал выпускать сольные пластинки и спустя пару лет выдал свой первый хит, "Mr. Sandman". Следующей удачной записью стала "Silver Bell", где Чет выступил дуэтом с Хэнком Шоу. К концу 50-х артист добился общенациональной популярности, и его диски раскупались очень даже неплохо. Кроме того, Аткинс занимался дизайном гитар, выпускаемых фирмами "Gibson" и "Gretsch". В 1957 году Шолс перебрался в Нью-Йорк, а Чет занял его место главы нэшвилльского подразделения "RCA". В то время поднимал голову рок-н-ролл, и Аткинс приложил все усилия чтобы спасти музыку кантри от вымирания. С его подачи были исключены скрипки и стил-гитары, и тем самым его любимый стиль стал доступным более широкой аудитории. Несмотря на то, что он теперь занимал солидный пост, Чет не отказывался от собственных выступлений, и популярность его потихоньку продолжала расти. В 1960-м Аткинс стал участником "Newport Jazz Festival", а на следующий год удостоился чести дать концерт в Белом Доме (впоследствии его приглашали туда неоднократно). Свое первое попадание в Топ 5 Чет сделал в 1965-м с кавером Бутса Рэндолфа "Yakety Sax". Несмотря на столь запоздалую собственную удачу, Аткинс к тому времени спродюсировал немало хитов для других артистов, включая Элвиса Пресли и Эдди Арнолда. Кроме того, он открыл таких музыкантов как Дон Гибсон, Уэйлон Дженнингс, Флойд Крэймер, Чарли Прайд, Бобби Бэр и Конни Смит. Когда Штаты захлестнула волна "британского вторжения", Чет не стал с ней бороться, а попытался адаптировать ее под американский рынок с альбомом "Chet Atkins Picks On The Beatles". В 1968-м умер Шолс, и Аткинс стал вице-президентом кантри-отдела "RCA". На следующий год Чет выпустил свой последний значительный хит - "Country Gentleman". В конце 60-х и начале 70-х у него вышло еще несколько неплохих вещей, но лишь одна из них, "Prissy" (1968), смогла попасть в Топ 40. Кроме того, музыкант возобновил сотрудничество с дуэтом "Homer And Jethro", и под маркой "Nashville String Band" они выпустили несколько альбомов. Также в 70-х годах Аткинс делал совместные записи с Джерри Ридом, Лесом Полом, Артуром Фидлером и некоторыми другими артистами. Что же касается чистых сольников того периода, то среди них встречались специализированные программы типа "Chet Atkins Picks On Jerry Reed" или "Chet Atkins Goes To The Movies". Чет продолжал работать на "RCA", однако со временем рамки этого лейбла стали тяготить артиста. Аткинс хотел записать джазовый альбом, но фирма не позволяла ему это сделать. В конце концов, в 1982-м Чет подписался на "Columbia Records", где и реализовал свою задумку. Сделав крен в сторону джаза, Аткинс впоследствии все же неоднократно возвращался к кантри, в том числе на совместных альбомах, записанных с Марком Нопфлером и Джерри Ридом. К сожалению, в 1997 году у музыканта обнаружили рак, и эта болезнь вывела его из строя. Несколько лет Аткинс боролся с недугом, но все было безуспешно, и 30 июня 2001 года пионера нэшвилльского саунда не стало. Уже после смерти Чета вышел альбом "Solo Sessions" с записями, сделанными им в домашней студии. Last update 02.06.21 |