НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Ostrov
|
||
DEZO URSINYНаряду с Паволом Хаммелом и Марианом Варгой Дезидер "Дезо" Урсини является одним из ведущих основателей современной сцены словацкого рока. Начав с биг-бита, он позже переключился на более изысканную музыку и выработал собственный настроенческий стиль, который хоть и незначительно менялся от альбома к альбому, но был уникальным и трудноописуемым, находясь где-то между прогрессивом и джаз-роком. Урсини родился в Братиславе 2 октября 1947 года. Взяв в руки гитару в 11 лет, в начале 60-х Дезо уже играл в любительских ансамблях "Fontana" и "Jolana". В 1964-м Урсини стал лидером команды "The Beatmen", которая работала в стиле "Beatles" и была довольно популярна в Чехословакии. Когда же музыканты группы в погоне за славой решили эмигрировать в Западную Германию, Дезо отказался покидать родину, и коллектив вскоре распался. В 1967-м Урсини, ранее изучавший электротехнику, поступил в академию исполнительских искусств, во время пребывания в которой создал "The Soulmen". Эта команда равнялась уже на "Cream" и была признана лучшей на первом национальном бит-фестивале, но век ее тоже оказался недолог. После событий 1968 года для чехословацких музыкантов вообще наступили трудные времена, и они уже не могли творить так свободно как ранее. Тем не менее, обратившийся к жанру прогрессив Дезо успел создать две короткоживущие формации, "New Soulmen" и "Provisorium". Последняя из этих команд, основанная вместе с Яро Филипом, отыграла всего пару концертов, но зато записала материал для лонгплея, который каким-то чудом был опубликован в 1973-м. Альбом, содержавший четыре композиции, одна их которых ("Christmas Time") занимала целую сторону, был полон джазовых мелодий и впоследствии был признан одной из лучших словацких рок-работ, однако по выходу остался малозамеченным. Тем временем Урсини окончил учебу и, чтобы откосить от армии, скрылся в психушке, где познакомился с поэтом Иваном Штрпкой. Новый товарищ сломал в Дезо стереотип о том, что рок должен быть англоязычным, и впоследствии музыкант настолько проникся значимостью текстов, что практически все его альбомы выходили под маркой "Dezo Ursiny/Ivan Strpka". Впрочем, в первой половине 70-х Урсини не удавалось как следует применить свой талант, и он занимался созданием звуковых дорожек для кино и телевидения. Его первый после длительного перерыва сольник вышел в 1978-м. "Pevnina Detstva" с 18-минутным джаз-роковым шедевром "Ostrov" и блистательными текстами Штрпки также вошел в классику чехословацкого прогрессива, но из-за отсутствия промоушена не смог обратить на себя внимание широкой публики. В конце 70-х Дезо основал группу "Burciak", с которой были записаны два следующих альбома, где проявилась тенденция к сокращению длительности треков и некоторому упрощению лирики. Нововведения, по-видимому, поспособствовали коммерческому успеху, и многие фанаты сочли "Modry Vrch" лучшей пластинкой в дискографии музыканта. В 1983-м сопровождающий состав Урсини назывался "Prognoza", после чего было возрождено имя "Provisorium", присутствовавшее на всех последующих дисках. На альбоме "Bez Pocasia" проявилось заигрывание с фанком, но на этом эксперименты по облегчению саунда закончились, и с возвращением в состав Яро Филипа в трек-листы вернулись и длинные композиции. В 1989 году у музыканта диагностировали рак, но первичное лечение позволило Дезо восстановиться и продолжить выпускать пластинки. В 1991-м состоялась премьера его фильма "O Rakovine A Nadeji" ("О раке и надежде"), а на следующий год вышел двойной альбом "Ten Isty Tanec", где многие тексты, носившие преимущественно автобиографический характер, были написаны самим Урсини. Последней студийной работой Дезо стал один из наиболее любимых фанатами дисков "Pribeh". К сожалению, со временем болезнь опять взяла свое, и спустя полгода после последнего концерта, состоявшегося в Праге в декабре 1994-го, талантливый словацкий музыкант скончался. Last update 01.10.17 |