НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Never again
|
||
JOHN ZORNКомпозитор, аранжировщик, продюсер и мультиинструменталист Джон Зорн является одним из самых плодовитых персонажей авангарда. Работая в различных жанрах, будь то классика, джаз, поп, рок, саундтрек или что-либо еще, он представлял собой уникальный экземпляр эксцентричного музыканта 21-го века. Джон родился в Нью-Йорке 2 сентября 1953 года. В его семье постоянно звучала музыка, однако при этом вкусы у Зорнов были разные. Мать слушала классику и уорлд-мьюзик, отец предпочитал джаз, французский шансон и кантри, а старший брат коллекционировал пластинки с ду-опом и рок-н-роллом. Также самому Джону нравилась музыка из телефильмов (и особенно из мультиков), и впоследствии вся вышеупомянутая мешанина и привела его к авангарду. Из инструментов юный Зорн освоил сначала гитару и флейту, а после прослушивания альбома Энтони Брэкстона "For Alto" вплотную занялся саксофоном. В подростковом возрасте с целью изучения композиции и оркестровки Джон поступил в "Webster College", в бытность которого начал экспериментировать с фри-джазом, импровизацией, современной классикой и музыкой для фильмов (позже эти увлечения были опубликованы на диске "First Recordings 1973"). Когда молодого человека выгнали из колледжа, он обосновался на Манхэттене, где тусовался с другими импровизаторами и джазменами. В то время Зорн всерьез занялся сочинением, но, правда, подходил к этому вопросу со специфическим чувством юмора. Его первые композиции представляли собой так называемые "игровые фрагменты" и носили преимущественно спортивные названия: "Baseball", "Golf", "Hockey", "Cricket" и т.д. Некоторые из этих творений оставались неизданными, некоторые сразу попадали на винил, а некоторые позже вошли в бокс-сет "The Parachute Years". Наиболее значимой из этих импровизационных работ критики признали "Cobra". Треки здесь исполнялись различными ансамблями и в различных инструментовках, а самому композитору отводилась роль "суфлера". В качестве исполнителя Зорн впервые предстал как саксофонист на совершенно авангардном альбоме "Locus Solus", а, кроме того, в начале 80-х им была подготовлена пара пластинок "The Classic Guide To Strategy", где использовались манки для уток. Но если все эти эксперименты оставались в андеграунде, то по появлении диска "The Big Gundown" с радикальными переаранжировками известных тем Эннио Морриконе Джон вышел на более широкую аудиторию. Совершив таким образом прорыв, Зорн продолжил работать в трибьютном направлении и вскоре выдал программу "Spillane", посвященную автору детективов Микки Спиллейну, и альбом "Spy Vs. Spy: The Music Of Ornette Coleman", представивший композиции Орнетта Коулмана в панк-стиле. Увлечение хардкором не прошло бесследно, и вскоре для дальнейшей разработки этого направления музыкант организовал проект "Naked City". В начале 90-х Зорн еще больше уклонился в экстрим и создал команду "Painkiller", которая смешивала авант-джаз уже с грайндкором. Между тем еще с середины предыдущей декады он начал активно трудиться на поприще саундтреков, и в 1991-м вышла его первая отчетная фильмовая пластинка, открывшая счет продолжительной серии подобных изданий. Также с приходом 90-х Джон решил попробовать себя в современной классике и начал сочинять камерную музыку, первым примером которой стал альбом "Elegy". Чуть позже он обратился к своим еврейским корням и записал диск "Kristallnacht", положивший начало развитию стиля под названием "Radical Jewish Culture". Вплоть до середины 90-х Зорн пользовался услугами сторонних издателей, а в 1995-м ради творческой свободы основал собственный лейбл "Tzadik Records". Годом ранее Джон, вдохновленный записью "Kristallnacht", сколотил еще один проект, "Masada", в рамках которого исполнялись джазовые композиции, основанные на приемах сефардской музыки. Ансамбль имел не особо постоянный состав и за несколько лет работы выпустил десяток альбомов, названия которых начинались с первых букв иврит-алвафита. В 1996-м на свет появился двойник "Bar Kokhba", на котором вещи "Масады" были переаранжированы на камерный лад. Запись производилась небольшими группами музыкантов, из которых впоследствии образовались два ансамбля, "Masada String Trio" и "Bar Kokhba Sextet". Во второй половине 90-х Зорн выпустил еще ряд альбомов, причем их большая часть относилась к современной классике: "Redbird", "Duras: Duchamp" (посвящение Маргерит Дюрас и Марселю Дюшану), "Angelus Novus", "Aporias: Requia For Piano & Orchestra", "The String Quartets". Кроме того, в "The Book Of Heads" Джон проводил эксперименты с гитарой, в "New Traditions In East Asian Bar Bands" строил импровизации вокруг декламаций на китайском, корейском и вьетнамском, а в "The Bribe" собрал музыку из радиопостановок. На рубеже веков им были опубликованы дальнейшие камерные эксперименты "Cartoon S/M" и импровизации для спаренных инструментов "Xu Feng". Также в этот период увидела свет серия "Music Romance", причем на принадлежащей ей пластинке "The Gift" Зорн приятно удивил слушателя обращением к жанру легкого инструментала. Далее в ход опять пошла классика, однако в 2002-м, вдохновленный фигурой Алистера Кроули, Джон подготовил программу "IAO", хотя и загруженную мистикой, но имевшую достаточно облегченный саунд. В 2004-м музыканту исполнилось 50 лет, причем празднование юбилея растянулось на целый месяц. В течение этого времени шли непрерывные концерты различных коллективов, а потом еще пару лет их записи издавались в серии "50th Birthday Celebration". В том же 2004-м Зорн активно работал над второй "Книгой Масады", и вскоре начали выходить новые части этого проекта, объединенные под названием "The Book Of Angels". Трудился плодовитый авангардист и в других направлениях: например, продолжал серию "Filmworks" и разрабатывал оккультно-мистическую линию ("Moonchild", "Astronome", "Six Litanies For Heliogabalus"). В 2008-м Джон собрал проект "The Dreamers" и записал с ним одноименный альбом, сделанный в духе "The Gift". Немного погодя возобновилась его работа с "Moonchild", однако пластинка "The Crucible" отличалась от предшественниц большей импровизацией. Под занавес нулевых Зорн устроил трибьют женщинам–деятельницам искусства в программе "Femina", а потом развил женскую тему в полнометражке "The Goddess: Music For The Ancient Of Days", которая в свою очередь являлась продолжением "Alhambra Love Songs" и "In Search Of The Miraculous". Вообще Джону нравилось устраивать всякие посвящения, и таким образом в 2010-м вышли альбомы "Interzone" (Уильям Берроуз) и "Dictee/Liber Novus" (Тереза Хак Кьюнг Ча и Карл Юнг). В том же году были записаны несколько глав из "The Book Of Angels", и в том числе одна из них ("Ipos") с возрожденными "The Dreamers". Новая декада открылась со второй части берроузианы "Nova Express", гитарного авангарда "Enigmata" и соединения минимализма и модального джаза "At The Gates Of Paradise". Далее опять началась череда посвящений, и, перед тем как в очередной раз сделать реверанс Берроузу ("Dreamachines"), Зорн вдохновился творчеством Георгия Гурджиева ("Mount Analogue"), Артюра Рембо ("Rimbaud ") и Уильяма Блейка ("A Vision In Blakelight"). К 100-летию смерти Брэма Стокера Джон подготовил мистическую программу "Nosferatu", а также поучаствовал в ее сценической постановке. В первой половине десятых вышли две органных пластинки "The Hermetic Organ" и одна виолончельная, "Lemma". Вообще, со временем поток творений Зорна значительно возрос: альбомы штамповались как от его имени, так и от имени разных проектов (например к "Masada" и "Moonchild" добавились "The Gnostic Trio" и "Simulacrum"), причем где-то он выступал только как композитор, а где-то еще и как исполнитель. В 2013-м Джон объявил о закрытии серии "Filmworks", однако у него хватало и других забот. Так, в том же году он подготовил альбом вокальной музыки "Shir Hashirim", а в 2014-м начал работу на третьей частью "Масады" "The Book Beriah". Идея с вокалом получила развитие на "The Song Project", а вскоре подоспело и несколько пластинок органной серии. В принципе при всей неординарности Зорна его интересы укладывались в плоскости "современная классика-авангард-джаз", однако в 2015-м музыканта потянуло на тяжеляк, и он выдал близкую к металлу программу "Simulacrum". Как бы в противовес этому взрыву в скором времени появились куда более спокойные работы, такие как акустически-гитарная "Midsummer Moons" и мрачноватая, но тяготеющая к сёрфу "The Garden Of Earthly Delights". Last update 28.05.18 |