"Vanilla Fudge" являлись связующим звеном между психоделией 60-х и тем жанром, которому в будущем суждено было назваться "хэви-метал". В то время как группа записывала и собственный материал, наибольшую известность она все же получила благодаря каверам модных поп-песенок, которые музыканты переделывали в утяжеленные триповые эпики. А началось все в 1965 году, когда органист Марк Стайн, басист Тим Богерт и барабанщик Джоуи Бреннэн организовали группу "Electric Pigeons", исполнявшую так называемый голубоглазый соул. Концерты ей организовывал папаша Стайна, а когда по объявлению был найден гитарист Винс Мартелл, вывеска сократилась до "Pigeons". Команда активно окучивала клубы Восточного побережья и в одном из таких заведений подцепила себе менеджера в лице Фила Бэзилла. Кроме того, в 1966-м квартет сделал пробные записи, но пристроить их никуда не удалось, хотя позже из все-таки опубликовали под названием "While The Whole World Was Eating Vanilla Fudge". Тем временем под впечатлением от "Vagrants" (группа Лесли Веста) и "Young Rascals" коллектив взялся исполнять не просто каверы, а основательно перерабатывать знакомые всем песни. Темп замедлялся, композиции усложнялись и насыщались органом, а саунд существенно утяжелялся, и все это радикально изменяло оригиналы.
Новый поход проявил слабость Бреннэна как барабанщика, и в результате его сменил более техничный Кармайн Эппис. Одной из первых записей обновленного состава стал кавер "Supremes" "You Keep Me Hangin' On", который из поп-соул-хита музыканты превратили в тяжеловесный психоделический эпик. Композиция заинтересовала продюсера Джорджа Мортона, и тот захотел издать ее синглом, однако взявшаяся за реализацию идеи фирма "Atco Records" попросила сменить название группы. С подачи одной знакомой девушки, которую ее дед называл "ванильной помадкой", музыканты переименовали ансамбль в "Vanilla Fudge", и уже летом 1967-го их первый миньон под этой маркой вышел в свет. Новую версию "You Keep Me Hangin' On" публика приняла хорошо, и композиция вошла в горячую десятку "Billboard", а спустя пару месяцев команда выпустила и первый альбом.
Набитый под завязку сильно приторможенными каверами (включая вещи от "Beatles" и "Zombies") и отчасти похожий на джем-сейшн, лонгплей звучал достаточно необычно, но при этом также побывал в Топ 10. Популярность "Vanilla Fudge" быстро пошла на подъем, и вскоре они хедлайнили на престижной площадке "Fillmore East", а также выступали в шоу Эда Салливэна. Тем не менее группу тянуло на дальнейшие эксперименты, и на альбоме "The Beat Goes On" она представила уже не просто набор песен, а что-то типа музыкального коллажа, включавшего в себя много чего от цитат Моцарта и Бетховена до битловского попурри. Критика отнеслась к этой работе куда более сдержанно, однако на фоне плотного гастрольного графика и успешных концертов пластинка все же отметилась в Топ 20. Вернувшись к привычному песенному формату, "Vanilla Fudge" заодно подналегли на оригинальный материал и летом 1968-го выкатили полнометражку "Renaissance". Альбом с его хэви-проговым звучанием и выделяющимся органом предварял путь, по которому вскоре пошли "Uriah Heep", и как и предыдущие релизы побывал в американской двадцатке. Тем временем команда делила площадки с такими исполнителями как "Jimi Hendrix Experience" и "Cream" и продолжала светиться на телевидении, однако представленный в программе Эда Салливэна кавер "Shotgun" не стал сенсацией, и соответствующему синглу досталось место только в конце первой сотни.
Так или иначе, композиция вошла первым номером в трек-лист альбома "Near The Beginning", причем наибольшее внимание здесь привлекал занявший всю вторую сторону околоблюзовый джем "Break Song". Стоит отметить, что это была первая работа без Джорджа Нортона, причем с продюсированием музыканты справились сами, а в итоге диск занял 16-е место в "Billboard". И хотя чартовый успех "Vanilla Fudge" был очевиден, продажи пластинок шли не так бойко, да и бесконечные гастроли давали усталость, и команда стала подумывать о самороспуске. Впрочем, перед тем как сойти с дистанции, группа в компании продюсера Эйдриэна Барбера записала диск "Rock & Roll", составленный наполовину из каверов, наполовину из оригиналов.
И хотя пластинка все же неплохо прочартилась и заняла 36-е место, после серии прощальных концертов каждый из игроков занялся своими делами. Эппис и Богерт сколотили хард-роковую бригаду "Cactus", а позже скооперировались с Джеффом Беком в проекте "Beck, Bogert And Appice". Стайн в начале 70-х играл в группе "Boomerang", а потом работал с Томми Болином и Элисом Купером, тогда как Мартелл выступал с какими-то малоизвестными группами. Первый реюнион "Vanilla Fudge" случился в начале 80-х, поводом к чему послужил выход сборника "Best Of". Спустя пару лет на свет появился и свеженький альбом "Mystery", причем Винс в его создании принимал минимальное участие, а большинство гитарных партий записал Рон Мэнкьюзо. К сожалению, эта работа с ее типичным для 80-х синтетическим привкусом разительно отличалась от раннего материала и потому осталась незамеченной. Группа тут же распалась, однако в дальнейшем неоднократно воссоединялась для проведения концертов. Состав ее при этом мог несколько видоизменяться, и лишь один Эппис всегда участвовал во всех мероприятиях. В начале нулевых вышел основанный на римейках диск "The Return", причем на тот момент Стайна замещал Билл Паскали.
Что-то более свежее уже в своей классической версии "Vanilla Fudge" произвели на свет в 2007 году. Диск "Out Through The In Door" не зря своим названием напоминал альбом "Led Zeppelin" "In Through The Out Door", ведь на нем действительно находилась подборка каверов легендарных британцев. Все вещи были серьезно препарированы, и таким образом команда показала желание вернуться к корням. В дальнейшем коллектив продолжал фигурировать на концертных площадках, и хотя периодически кто-нибудь из старичков находил себе подмену, в 2009-м Богерт насовсем покинул проект (он скончался от рака в 2021-м). Пару лет спустя "Vanilla Fudge" объявили о "прощальном туре", однако те гастроли растянулись на долгие годы, и за это время команда успела выпустить диск "Spirit Of '67". Как и обещало название, альбом был пропитан духом 60-х и состоял из каверов той эпохи от "Doors", "Rolling Stones", "Procol Harum" и т.д. И хотя пластинка получила много лестных откликов, выдать потом оригинальный материал группа все же не смогла.