НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем No woman, no cry
|
||
BOB MARLEYРаспродавший свыше 20 миллионов пластинок и в 1994 году посмертно введенный в "Зал Славы Рок-н-Ролла" Боб Марли был по существу первой суперзвездой, взошедшей в стране так называемого "третьего мира". Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в приходе Святой Анны. Его отец был белым средних лет, а мать – молоденькой чернокожей девчонкой. Такой мезальянс никак не способствовал нормальному браку, так что родителя маленький Боб почти не видел. Став подростком, Марли переселился на окраину Кингстона, именуемую ее нищими обитателями Тренч Таун. Выросший в трущобах и закаленный в уличных драках, Боб со временем все больше и больше стал обращать внимания на музыку, тем более что на острове развивался оригинальный стиль ска, являвшийся местной переделкой американского соула и ритм-энд-блюза. Волны радиостанций США доносили до Ямайки голоса таких исполнителей как Рэй Чарлз, Фэтс Домино, Кёртис Мэйфилд и Брук Бентон, а особой популярностью у Боба и его друзей пользовались черные вокальные группы типа "The Drifters". Когда в 14 лет Марли бросил школу, мать попыталась найти ему доходное занятие и устроила учеником сварщика, но затея провалилась. Во время работы Бобу попал в глаз кусочек железа и, послав сварку ко всем чертям, парень сосредоточился на более безопасной для здоровья музыке. Вместе со своим приятелем Невиллом "Банни" Ливингстоном он брал уроки вокала у популярного на Ямайке исполнителя Джо Хиггса и во время этих занятий познакомился с другим амбициозным парнем, Питером Макинтошем. В 1962 году Марли под руководством местного антрепренера Лесли Конга впервые записал несколько треков. Две песни прозвучали на радио и привлекли некоторое внимание публики, но каких-либо дальнейших подвижек не произошло. На следующий год Боб решил, что успеха лучше добиваться в составе группы, и вместе с Ливингстоном и Макинтошем (к тому времени Тошем) организовал "The Wailing Wailers". Первый же сингл "Simmer Down" с призывом к молодежи гетто контролировать свои эмоции и поступки, вышедший в 1963-м на лейбле "Coxsone", возглавил ямайские чарты и продержался на вершине около двух месяцев. В последующие годы "Wailers" продолжали издавать свои записи, но популярность группы не покидала пределы страны, а выпуск пластинок не приносил особого дохода. В 1966-м Марли вслед за матерью перебрался в Штаты, однако его пребывание там оказалось недолгим, и влекомый зовом растафарианства, музыкант вернулся на родину. По возвращении на Ямайку Боб обзавелся дредами, а также вместе с коллегами организовал лейбл "Wail'N Soul'M", куда приписались возрожденные "Wailers" и женский коллектив "The Soulettes" (в котором пела жена Марли Рита Андерсон). На рубеже 70-х группа начала сотрудничать с пионером даба, продюсером Ли Перри, что заметно изменило ее звучание и привело от ска и рокстеди к классическому рэгги. Серьезный коммерческий прорыв случился в 1972 году, когда Марли во время пребывания в Лондоне заключил контракт с "Island Records" (предыдущий мажорный альянс с "CBS" рухнул очень быстро). Владелец этой фирмы был выходцем с Ямайки и потому не постеснялся подписать своих земляков. До этого времени считалось, что музыка рэгги может издаваться только на синглах и дешевых компиляциях, однако альбом "Catch A Fire", на который фирма авансировала "Wailers" 4000 фунтов, сломал протухшее правило. И хотя нельзя было сказать, что пластинка сразу же стала хитом, многие обратили внимание на колоритные ямайские ритмы. В поддержку альбома "Wailers" провели турне, причем в его американской части выступали вместе со "Sly & The Family Stone" и чуть было не задвинули хедлайнеров. Осенью 1973-го вышел еще один гигант, "Burnin'", включавший в себя как обработки старых песен, так и новые вещи, среди которых находились повстанческий гимн "Get Up, Stand Up" и прославленная Эриком Клэптоном "I Shot The Sheriff". В 1974 году большую часть времени Марли провел в студии, записав один из лучших своих альбомов "Natty Dread", отражавший социально-политические настроения ямайцев. Банни и Питер к тому моменту уже ушли из группы, а Боб с другим сопровождающим составом теперь выступал под вывеской "Bob Marley & The Wailers". Первый трек "Lively Up Yourself" с пропитанным блюзом рэгги Марли впоследствии часто использовал для открытия концертов, титульная композиция сыграла существенную роль в распространении идей растафарианства по всему миру, а песня "No Woman, No Cry" с воспоминаниями об уличных сражениях в Тренч-Тауне стала для артиста первым международным хитом (UK 40). Популярность Марли неуклонно росла, и его следующее творение "Rastaman Vibration" попало в американские чарты и даже прорвалось в горячую десятку. Самой интересной песней на диске была "War", тексты для которой Боб позаимствовал из речи императора Эфиопии Хайле Селассие, произнесенной на Генеральной Ассамблее ООН. По мере роста международного успеха певца росло и его политическое влияние на Ямайке. Впрочем, в этом были и негативные моменты, и в 1976 году в период выборов на Марли и его жену какая-то сволочь совершила покушение. После того случая певец все же дал один концерт на родине, а затем отправился в Лондон записывать альбом "Exodus", название которого было запараллелено с библейским "исходом", но при этом касалось Африки и африканцев. Титульная композиция, зовущая людей Джа к переменам, с ее потрясающей амальгамой из рэгги, рока и соул-фанка, будучи изданной синглом, стала британским хитом. Популярность также обрели песни "Jamming", "Waiting In Vain" и "One Love/People Get Ready", а сам альбом провел больше года в английских чартах. Следующая полнометражка также оказалась коммерчески удачной, но при этом "Kaya" исполнялась в более расслабленной манере, а основной успех пришелся на романтические синглы "Satisfy My Soul" и "Is This Love?". В том же 1978-м музыкант отыграл "One Love Peace Concert" на Ямайке, получил в ООН медаль "третьего мира" и побывал на духовной родине растафари – в Эфиопии. Впечатления Марли от визита в Африку нашли отражение на альбоме "Survival", о чем, например, свидетельствовали названия песен "Africa Unite" и "Zimbabwe". Эта работа также стала достойным украшением дискографии "Bob Marley & The Wailers", но для Боба она оказалась предпоследней. Финальным прижизненным студийником стал альбом "Uprising", где в хиты выбились неформатные для рэгги вещи, диско-номер "Could You Be Loved" и фолковая "Redemption Song". Еще в 1977-м у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги, однако, следуя традициям растафари, музыкант отказался от ампутации. Болезнь в итоге прогрессировала, и Бобу не помогло даже лечение у немецких специалистов. Чувствуя, что дни его сочтены, Марли хотел последний раз взглянуть на Ямайку, но не успел добраться до родины и умер во Флориде 11 мая 1981 года. Last update 27.08.14 |