НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Cosmic messenger
|
||
JEAN-LUC PONTYЖан-Люк Понти (р. 29 сентября 1942) – один из пионеров электрической скрипки и заслуженный маэстро джаз-рока, со своим неординарным подходом к современной музыке по праву считающийся новатором. Оба его родителя преподавали в музыкальной школе (папа – по классу скрипки, а мама – по классу пианино), однако мальчик предпочел пойти по стопам отца. Уже в 16 лет Жан-Люк поступил в Парижскую высшую национальную консерваторию, а спустя два года закончил ее с отличием. Конечно же, талантливый юноша не остался без работы – ему тут же предложили место в большом симфоническом оркестре "Concerts Lamoureux". В его составе Понти провел следующие три года, причем в это время нашел себе параллельное занятие – играл на кларнете в студенческом джаз-бэнде. Увлекшись творчеством Майлза Дэвиса и Джона Колтрэйна, он также взялся за тенор-саксофон, однако в порыве творческой страсти осознал, что лучше всего ему выражать джазовые наклонности через любимую скрипку. Между тем двойная жизнь (дневные репетиции и выступления с оркестром, а потом вечерний и ночной свинг в парижских клубах) привела музыканта к конечному выбору, и выбор этот был сделан не в пользу классики. Его энергичный стиль потеснил духовых деятелей бибопа, и критики признали Понти первым джазовым скрипачом, ни в коей мере не уступающим саксофонистам. Известность Жана-Люка росла очень быстро, и в 1964 году на фирме "Philips" он выпустил первый сольник "Jazz Long Playing". Пару лет спустя вышла пластинка "Violin Summit", записанная во время живых концертов в Швейцарии совместно с такими мастерами струн как Стефан Граппелли и Стафф Смит, а в 1967-м Понти пригласили на "Monterey Jazz Festival". Заокеанская публика встретила французского скрипача бурными аплодисментами, и такой теплый прием привел его к американскому контракту с "World Pacific". В конце 60-х Жан-Люк сменил обычный инструмент на электрический, чем увеличил число своих поклонников, как среди простой публики, так и среди известных музыкантов. Так, Понти появился на альбомах Фрэнка Заппы "Hot Rats" и Элтона Джона "Honky Chateau", а тот же Заппа написал материал для его сольника "King Kong". Вернувшись во Францию, Жан-Люк собрал фри-джазовый ансамбль "Jean-Luc Ponty Experience", однако в 1972-м вместе с семьей эмигрировал в Штаты и работал сначала в "Mothers Of Invention", а потом в других проектах, включая "Mahavishnu Orchestra". В 1975 году Понти обзавелся сольным контрактом от "Atlantic Records", и в последующую декаду регулярно гастролировал по всему миру, а также выдал 12 альбомов, каждый из которых побывал в лучшей пятерке "Billboard Jazz Charts". Его ранние "атлантические" работы "Aurora" и "Imaginary Voyage" зарекомендовали музыканта как одного из видных деятелей набирающего силу джаз-рокового движения, а с пластинками "Enigmatic Ocean" и "Cosmic Messenger" он проникал в Топ 40 главного альбомного чарта "Billboard". С наступлением 80-х Жан-Люк стал налегать на клавишные, а к середине декады в его творчестве уже явно доминировали синтезаторы и секвенсоры. В 1984 году Понти попросил Луиса Шварцберга снять клип на композицию "Individual Choice" и таким образом наряду с Херби Хэнкоком стал одним из первых джазменов, имеющих официальное видео. Обычно музыкант работал как в студии, так и на гастролях со своей собственной группой, однако иногда отступал от правил и выступал вместе с симфоническими оркестрами. Во второй половине 80-х сотрудничество с "Atlantic" было прервано и после двух альбомов для "Columbia" Жан-Люк очутился под крышей "Epic". И хотя на этом лейбле он выпустил лишь одну пластинку, она послужила поворотным моментом в его творчестве. На "Tchokola" Понти скомбинировал звучание акустической и электрической скрипок с полиритмическим рисунком западной Африки и таким образом вступил на территорию уорлд-мьюзик. После возвращения на "Atlantic" музыкант продолжил эксперименты в этом направлении на диске "No Absolute Time", однако в 1995-м сменил ориентиры и вместе с Элом Ди Меолой и Стэнли Кларком записал акустический альбом под маркой "The Rite Of Strings". После выхода "атлантической" антологии "Le Voyage" он выступал с восстановленной американской командой, а в 1997-м набрал сопровождающий состав из африканцев и гастролировал с ним целых три года. К студийной работе он вернулся в 2001-м, выпустив на собственном лейбле "JLP" диск "Life Enigma", на котором семидесятнический фьюжн звучал в современной обработке. В начале нулевых Жан-Люк часто выступал дуэтом – с Вадимом Репиным, Реджиной Картер, Субраманиамом, в 2004-м также принимал участие в реюнионе "The Rite Of Strings", а в 2005-м организовал проект "Trio!" со Стэнли Кларком и Белой Флеком. Вышедший два года спустя студийник "The Atacama Experience" порадовал давних поклонников скрипача возвращением к семидесятнической акустике и был признан одной из сильнейших работ Понти последнего времени. Last update 09.07.13 |