НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Paranoid android
|
||
RADIOHEADБританская команда "Radiohead" не раз корректировала свой курс, однако при этом умудрялась сохранять стабильный состав, что в рок-сообществе встречается нечасто. Ее история уходит корнями в середину 80-х, когда несколько учеников частной школы городка Абингдон основали группу под названием "On A Friday", выбрав такое имя в честь основных дней репетиций. В стартовую версию вошли Том Йорк (гитара, вокал), Колин Гринвуд (бас), Эд О'Брайен (гитара) и Филип Сэлвэй (ударные), а спустя некоторое время к ним присоединился младший брат Колина Джонни, который начинал с клавишных, но потом переключился на третью гитару. Не сказать, чтобы коллектив развил какую-то бурную деятельность, однако из-за раннего демо перед музыкантами замаячил контракт от "Island Records". Тем не менее молодые люди не торопили события и предпочли сначала разобраться с учебой, а всерьез занялись творчеством лишь тогда, когда большинство из них закончило университет. В 1991-м году у них на руках оказался еще один пробник, причем запись настолько заинтересовала представителей "EMI", что эта фирма расщедрилась на шестиальбомный контракт. Единственным серьезным условием, которое выдвинул лейбл, была смена вывески, и, уступив пожеланиям, группа стала называться "Radiohead" в честь одной из песен "Talking Heads". В мае 1992-го состоялся официальный дебют команды с EP "Drill", однако его ожидал чартовый провал, ввиду чего на следующие сессии были приглашены американские продюсеры, ранее работавшие с "Pixies" и "Dinosaur Jr.". К сожалению, записанный с ними лонгплей "Pablo Honey" поначалу не вызвал особого интереса, и даже будущий хит "Creep" остался без внимания британской публики. Тем не менее спустя некоторое время песня получила признание на других территориях, став сначала популярной в Израиле, а затем и в США. Лишь после того как соответствующий сингл был переиздан в Англии, ему удалось пробиться в национальный Топ 10, а между тем дебютный альбом, сравниваемый некоторыми критиками с лайтовой версией "Nirvana", добрался до 22 строчки. И все равно над "Radiohead" пока еще маячил ореол "группы одного хита", ввиду чего музыканты, желая доказать свою состоятельность, скооперировались с продюсером Джоном Леки и при его участии записали довольно удачный EP "My Iron Lung". За этим миньоном последовал альбом "The Bends", отмеченный повзрослевшим саундом, а также интересным сочетанием мускулистости и атмосферности. И хотя с этой работой команда действительно получила общенациональное признание, а целых четыре вещи с диска побывали в Топ 20, серьезных конкурентов "Creep" на полнометражке не нашлось. Стоит отметить, что росту популярности группы содействовала мода на брит-поп, однако "Radiohead" со своим тяготением к арт-року стояли несколько особняком от трендов. Так или иначе, коллектив смог найти собственный путь к успеху, выдав в 1997 году свой шедевральный опус "OK Computer". Этот чрезвычайно мелодичный альбом, в который были искусно вплетены элементы эмбиента, авангарда и электроники, дебютировал под номером один и принес несколько попаданий в горячую десятку с песнями "Paranoid Android", "No Surprises" и "Karma Police", а также получил "Грэмми" в номинации "Best Alternative Album". И хотя по новаторству группу зачастую теперь сравнивали с "Beatles", бремя славы и напряженные гастроли стали загонять музыкантов в депрессию, и проект оказался на грани распада. На какое-то время "Radiohead" ушли в тень, однако уже в конце 90-х началась работа над следующим альбомом. Каково же было удивление слушателей, которые вместо аналога "OK Computer" они получили минималистско-электронный опус "Kid A". Пластинка вызвала неоднозначную реакцию, но по инерции раскупалась хорошо и заняла первое место в чартах (причем не только в Англии, но и в Америке), хотя раскруткой в традиционном смысле этого слова команда не занималась и не давала интервью и не штамповала видеоклипы. Впрочем, публика, похоже, быстро успела адаптироваться к изменению стилистики, а потому и сделанный на основе остатков с сессий "Kid A" альбом "Amnesiac" практически повторил достижения предшественника, как по рейтингам так и по продажам. Вдогонку группа выбросила на рынок концертник "I Might Be Wrong: Live Recordings", а уже в 2003-м вернулась с по-настоящему свежим материалом. На альбоме "Hail To The Thief" музыканты сделали шаг назад и совместили позднюю электронику с ранним гитарным звучанием, причем успех продолжал сопутствовать им, и работа фигурировала в тройке лидеров чартов многих стран. Собрав очередную порцию похвал, члены "Radiohead" занялись семейными делами и побочными проектами, и таким образом два следующих студийника вышли с четырехлетним интервалом. Контракт с "EMI" к тому времени истек, и в 2007-м коллектив поставил эксперимент, распространяя альбом "In Rainbows" через интернет и предлагая слушателям платить за него ту сумму, которую они сами сочтут приемлемой. Уже в первую неделю количество скачиваний превысило миллион, однако когда полнометражка стала доступна и на физических носителях, продажи шли достаточно бодро. В итоге мягкий и мелодичный и сочетающий в себе арт-рок, инди, электронику и экспериментальный рок "In Rainbows" стал чарттоппером по обе стороны Атлантики, а по заявлению Йорка реализация цифровых копий принесла наибольшую кассу. Тем не менее в следующий раз "Radiohead" отказались от принципа свободной оплаты, и даже электронная дистрибьюция "The King Of Limbs" шла по фиксированной цене. Кроме того, на восьмом студийнике группа изменила своему привычному стилю, и многие вещи выглядели настолько нетрадиционно и экспериментально, что некоторые критики обозвали данную работу "сборником би-сайдов". В итоге чартовые позиции и продажи просели, однако похоже, что музыканты были не сильно обеспокоены этими фактами и, откатав очередное турне, вновь разбрелись по сайд-проектам. Спустя пять лет "Radiohead" вернули себе лидирующие позиции с тяготеющим к эмбиенту, фолку и барочному попу альбомом "A Moon Shaped Pool", который был номинирован на разные премии и попал во многие "списки года". После его выхода команда активно трудилась на концертных площадках, а в 2019-м очутилась в Зале Славы Рок-н-Ролла. Last update 13.09.24 |