НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Natura
|
||
ZAOВ начале 70-х саксофонист Йошко "Джефф" Сеффер и пианист Франсуа "Фатон" Каэн работали составе группы, основательницы стиля zeuhl, "Magma". Команда была, конечно, яркая и очень оригинальная, но после нескольких альбомов музыкантам все же захотелось учинить свой проект, и они занялись кастингом. Первым рекрутом оказался барабанщик Жан-Му Чьюнг, игравший вместе с Сеффером в "Perception", затем в парижском клубе "Boeuf" был примечен басист Жюэль Дюгрено, а тот в свою очередь привел хористку из варьете Маурисию Платон, чей голос решено было использовать как инструмент. Еще Йошко как венгру по происхождению очень хотелось иметь в составе скрипку, и он попробовал выдернуть из "Zoo" Мишеля Рипоша, но тот оказался слишком занятым, и тогда выбор пал на Жана-Ива Риго. Интересно, что на стадии формирования параллельно с собственными репетициями ансамбль пытался работать на сопровождении у эстрадников Марианны Милле и Мориса Дюлака, но в силу большой разницы в музыкальных взглядах затею пришлось отставить. Дебютировав живьем в клубе "La Bulle", "Zao" продолжили давать концерты, пока не наткнулись на "сумасшедшего" джазового продюсера Ива Шамберлана (работал с Жаном-Люком Понти), который предложил записать им альбом. В августе 1973-го группа потратила на сессии всего неделю, и той же осенью диск "Z=7L" поступил в продажу. Фанаты "Magma" с нетерпением ждали этого релиза, надеясь получить копию своей любимой команды, однако их ждало некоторое разочарование. И хотя специфики zeuhl здесь было в достатке, музыка "Zao" отличалась меньшей агрессией и большим пространством для импровиза. Невзирая на некоторый скепсис магмапоклонников, группа понесла свое творчество в массы живьем и первым крупным ее достижением в данном направлении стало выступление на "Fete De l'Humanite". Далее концерты продолжились в устойчивом темпе, но что интересно, коллектив не приглашали на джазовые фестивали, считая его творчество слишком авангардным для данного жанра. Гастрольная суматоха для двоих участников ансамбля вышла боком – в одной из поездок автобус музыкантов перевернулся, в результате чего Каэн сломал ногу, да и Риго получил серьезную травму. Какое-то время "Zao" пользовались услугами наемников, но потом Франсуа и Жан-Ив вернулись в строй. На повторные сессии, вновь организованные Шамберланом, команда отправилась почти что в прежнем составе – не хватало только Маурисии, зато к делу были привлечены два перкуссиониста, Марк Шантерью и Пьер Гвиньон. Между тем отсутствие Платон дало о себе знать – ведь если раньше "Zao" играли zeuhl с примесью фьюжн, то на "Osiris" звучал уже фьюжн с примесью zeuhl. Выход пластинки сопровождался первым визитом в Японию, а по возвращении домой ушел в отставку Риго. Какое-то время коллектив работал в усеченном составе, но эта формула оказалась неудовлетворительной, и тогда у Сеффера родилась идея – слить свой псевдо-джаз с классикой, для чего "Zao" объединились со струнным квартетом. Эксперимент, поставленный на альбоме "Shekina" (где дебютировал басист Жерар Преву), развития не получил, так как если в студии все прошло более-менее нормально, то последующие концерты вызвали проблемы, поскольку звучание акустики и электроинструментов вживую плохо совмещалось и приводило к дополнительным издержкам на специальную аппаратуру. В 1976 году в составе появился скрипач Дидье Локвуд, с которым ансамбль записал свой самый успешный альбом "Kawana", где критики отмечали влияние "Weather Report" и групп кентерберийского направления. И хотя эту пластинку издали даже в Америке, и перед группой открылись радужные перспективы, Сеффер пожелал делать более индивидуальную музыку и покинул ряды "Zao". Отставка одного из лидеров проекта привела к усилившейся кадровой чехарде, и к сессиям "Typhareth" Каэн и Преву пришли в компании саксофониста Франсуа Дебрисона, тромбониста Хамида Бельхосина, барабанщика Маню Каше и перкуссиониста Мишеля Сегана. Данный альбом еще дальше увел команду от своих "магматических" корней к стилистике а-ля "Weather Report", да и вообще вскоре после его выхода проект распался. Первое воссоединение "Zao" произошло в 1986-м по поводу переиздания "Z = 7L", но более успешный реюнион состоялся восемь лет спустя, когда Сеффер, Каэн и Чьюнг вместе с Домиником Бертрамом на басу и Патриком Тиллеманом на скрипке записали заряженный семидесятническим фьюжном диск "Akhenaton". Больше студийных работ не выходило, но в двадцать первом веке Йошко и Франсуа неоднократно реставрировали команду для концертных целей. Каэн скончался 13 июля 2011 года, унеся с собой в могилу надежду на возвращение оригинальных "Zao". Last update 15.10.14 |