НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Paranoid
|
||
BLACK SABBATHНаряду с "Deep Purple" и "Led Zeppelin" эта команда входит в "большую тройку хард-рока" и является прародительницей таких стилей как хэви- и дум-метал. История ее началась в конце 60-х, когда двое парней из Бирмингема, гитарист Тони Айомми (р. 19 февраля 1948) и барабанщик Билл Уорд (р. 5 мая 1948) организовали проект "Polka Tulk Blues Band". Группа, исполнявшая утяжеленный блюз-рок, из секстета быстренько превратилась в квартет и пару раз сменила вывеску ("Polka Tulk", "Earth"), перед тем как окончательно переименоваться в "Black Sabbath". Случилось это в 1969 году, причем соратниками Тони и Билла в ту пору являлись вокалист Оззи Осборн (р. 3 декабря 1948) и бас-гитарист Гизер Батлер (р. 17 июля 1949). К тому моменту команда успела сформировать свой собственный стиль, включавший построенный на тритонах зловещий саунд и мрачные оккультные тексты. В августе 1969-го квартет отыграл под маркой "Black Sabbath" первый концерт, а спустя три месяца музыканты заключили сделку с "Phillips Records". Дебютный миньон "Evil Woman" с кавером американской группы "Crow" ни в какие списки не попал, но вышедшая через месяц полнометражка вольготно расположилась в британской десятке, а к лету разворошила и американский Топ 40. Критики поначалу бросились ругать альбом за непривычный звук, но когда в сентябре в продаже появился диск "Paranoid", их пыл заметно поубавился. Данная работа, ставшая классикой прото-металла, взлетела на самую верхушку национального чарта, а сопутствующий одноименный сингл достиг четвертой строчки. Благодаря коммерческому успеху музыканты смогли уделять последующим альбомам значительно больше студийного времени, однако параллельно росли и их наркотические пристрастия. Как бы то ни было, но студийники первой половины 70-х занимали прекрасные чартовые позиции и расходились миллионными тиражами. Сохраняя собственный стиль, коллектив вскоре стал экспериментировать со звуком: так, на "Master Of Reality" прозвучали первые акустические вещи, на "Vol 4" местами были использованы оркестровки, а на сессиях "Sabbath Bloody Sabbath" в дело пошли синтезаторы, а в качестве гостя появился клавишный маг и кудесник Рик Уэйкман. Сошествие с пьедестала началось с альбома "Sabotage": хотя на нем группа постаралась вернуться к раннему саунду, этот диск первым нарушил традицию получать домашнее золото и заокеанскую платину. Следующая работа, "Technical Ecstasy", стала отходом от думовых корней к более радийному звучанию, за что коллектив поплатился противоречивыми откликами и дальнейшим снижением продаж. Коммерческие неудачи, усугубленные наркопроблемами, привели к ухудшению внутренних отношений и отставке Осборна. Короткое время в роли вокалиста выступал экс-участник "Savoy Brown" Дэйв Уокер, но на запись сильно расфокусированного альбома "Never Say Die!" Оззи все же вернулся к микрофону. Впрочем, довольно быстро музыканты осознали, что склеить разбитую чашку все равно не удастся и сделали вокалисту ручкой, ангажировав на его место Ронни Джеймса Дио. Несмотря на то, что голос ветерана "Elf" и "Rainbow" разительно отличался от Оззи, записанный с ним диск "Heaven And Hell" вернул команде расположение критиков, высокие чартовые позиции и платиновые продажи. Былая мрачность и экспериментализм уступили место позитивному коммерческому настрою, а пока "Black Sabbath" собирали овации на сопутствующих гастролях, их бывший лейбл подсуетился и полулегальным образом выбросил в продажу концертник "Live At Last" с записями семилетней давности. В августе 1980-го по причине беспробудного пьянства пришлось уволить Уорда, и за барабаны сел Винни Эппис. Альбом "Mob Rules", возвращавший команду к приторможенному и мрачному саунду, немного проигрывал предшественнику в чартах, но продавался достаточно хорошо. На волне успеха музыканты решили выпустить первый официальный концертник, однако во время микширования "Live Evil" у Дио возникли разногласия с Батлером и Айомми, и вокалист ушел создавать собственный проект, прихватив с собой Эпписа. Следующим к микрофону встал Иэн Гиллан, при чьем участии был записан диск "Born Again". Сей странный продукт, называемый слушателями то "Deep Sabbath", то "Black Purple", вызвал целый шквал критики. При этом больше всего доставалось ужасной обложке и невразумительному сведению, которым занимался Батлер, однако вместе с тем альбом имел хорошие чартовые показатели. Как бы то ни было, Гиллан не стал задерживаться в составе и вскоре вернулся в родную команду. Хотя на "Born Again" стучал протрезвевший Уорд, в турне барабанщик не поехал, предоставив терзать установку бывшему члену "The Move" Беву Бевэну. В должности вокалиста некоторое время находился Дэйвид Донато, а в 1985-м на концерте "Live Aid" группа воссоединилась с Осборном. Впрочем, реюнион был недолгим: на сей раз сбежал от суматохи Батлер, а его уход послужил примером и для других. Оставшийся в одиночестве Айомми взялся записывать сольник, использовав в качестве подмастерьев Гленна Хьюза, Дэйва Спитца, Джеффа Николса и Эрика Сингера, однако по настоянию лейбла диск "Seventh Star" вышел под маркой "Black Sabbath". На промогастроли в качестве вокалиста поехал Рэй Гиллен, но когда дело дошло до студии, микрофон оказался в руках Тони Мартина. Этот товарищ поучаствовал в записи трех альбомов подряд, и хотя с выходом "The Eternal Idol" публика отнеслась к нему скептически и зачастую обвиняла в схожести с Дио, уже на пластинке "Headless Cross" новичок доказал свою состоятельность. 14-й студийник представлял собой откровенно коммерческий продукт, а учитывая, что к тому моменту за установкой оказался легендарный барабанщик Кози Пауэлл, то сложившиеся обстоятельства помогли команде вернуться в британский Топ 40. На следующем альбоме "Black Sabbath" проявили тягу к эпичности, и хотя в Англии работа заняла 24-ю строчку, с "Tyr" группа впервые осталась за пределами Топ 200 "Billboard". В 1990 году случилось так, что "Sabbath" и группа "Dio" выступали на одной площадке, и этот факт послужил поводом для воссоединения Айомми с Ронни Джеймсом. Записанный с также вернувшимися Батлером и Эпписом и обозначивший возврат к думовым корням альбом "Dehumanizer" хоть и вызвал противоречивые отклики, оказался самой коммерчески успешной работой за последние 10 лет. Между тем о своих планах воссоединиться с "Black Sabbath" заявил Оззи, и Дио поспешил ретироваться. Однако намерения Осборна так и остались намерениями, и Тони Айомми вновь пришлось обращаться за помощью к своему тезке. Диск "Cross Purposes" не вызвал у публики особого интереса, и разочарованный Батлер вторично покинул команду. Следующий альбом, безрадостный "Forbidden", который не спасло даже возвращение за ударные Пауэлла, обозначил дальнейшее падение популярности "Sabbath", и после его выхода Айомми заморозил проект. В 1997 году все же случился реюнион классического состава, причем данное событие было отмечено выходом концертника с соответствующим названием. В 2001-м оригинальный квартет собрался записать и новый материал, но Осборн занялся своими делами, и сессии пришлось отменить. Пока Оззи корпел над сольниками и развлекал публику в шоу "The Osbournes", фирма "Warner" подготовила сборник "The Dio Years", на который вошли три новых трека с участием Дио. Народ встретил пластинку тепло, и музыканты продолжили совместную работу и дальше, хотя вместо "Black Sabbath" использовали имя "Heaven And Hell". Проект проработал несколько лет и оставил после себя один альбом, но ввиду смерти вокалиста был закрыт. Между тем публика ожидала воссоединения классического состава "Black Sabbath", однако едва концерты все же возобновились, как начал бунтовать Уорд. В итоге барабанщик покинул команду, и камбэк-альбом записывался без него. Тем не менее на "13" музыканты отлично воспроизвели семидесятнический саунд, чем привели слушателей в дикий восторг и застолбили себе первые места по обе стороны Атлантики. Пожелав уйти на пике славы, группа объявила о проведении прощального тура и, выпустив по его завершении концертник с символичным названием "The End", действительно удалилась со сцены. Last update 29.01.22 |