НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Shotgun house groove
|
||
CRUSADERSИстория этого коллектива из Хьюстона началась в 1954 году, когда трое школьных друзей, Джо Сэмпл (р. 1 февраля 1939; пианино), Уилтон Фелдер (р. 31 августа 1940; тенор-саксофон) и Несберт "Стикс" Хупер (р. 15 августа 1938; ударные) объединились под маркой "The Swingsters". Спустя короткое время к ним присоединились тромбонист Уэйн Хендерсон (р. 24 сентября 1939), флейтист Хуберт Лос и басист Хенри Уилсон, а, чтобы четко обозначить свои пристрастия к современному джазу, ансамбль стал именоваться "Modern Jazz Sextet". Под этой вывеской команда просуществовала несколько лет, пока ее участники учились в Техасском Южном Университете. На рубеже 60-х Сэмпл, Фелдер, Хупер и Хендерсон перебрались в Лос-Анджелес, где при постоянно меняющихся басистах стали работать уже как "Jazz Crusaders". Заключив контракт с фирмой "Pacific Jazz", группа приступила к выпуску альбомов, и первой ласточкой стал диск-гигант "Freedom Sound". Смешав хард-боп с ритм-энд-блюзом и мемфисским соулом, команда добилась уникального саунда, особенностью которого стало сочетание на переднем плане тромбона и тенор-саксофона. В течение 60-х коллектив поставил на рынок около 20 пластинок с учетом совместной работы "Jazz Waltz" с пианистом Лесом МакКанном и серии зальников, записанных преимущественно на площадке ночного клуба "Lighthouse". "Jazz Crusaders" были весьма популярны в джазовой среде, но к концу декады интерес к творчеству группы заметно снизился. С одной стороны "крестоносцев" теснили воспитанники "Motown" и участники "британского вторжения", а с другой наступали джазовые авангардисты. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, ансамбль стал включать в репертуар чужие шлягеры типа битловских "Eleanor Rigby" и "Hey Jude", но это мало помогало. К началу 70-х практически все музыканты работали на стороне и имели собственные проекты, но от окончательного развала команду спасла встреча с продюсером Стюартом Левайном. По его предложению из названия исчезло слово "Jazz", и это дало возможность коллективу уйти от жанровой привязанности. "Crusaders" заиграли микс из ритм-энд-блюза, фанка, джаза, соула, госпела и поп-рока, а в их музыкальном арсенале появились электрогитары. Новый подход в какой-то мере оправдал себя, и уже в 1972 году группе удалось выдать хит "Put It Where You Want It", на который впоследствии сделали кавер "Average White Band". Пластинки коллектива стали чаще попадать в чарты "Billboard", а в специализированных списках они не раз присутствовали в горячей десятке. Хорошим подспорьем для команды оказался гитарист Ларри Карлтон, но в 1976 году состав лишился одного из основателей - Хендерсон решил сосредоточиться на продюсировании и ушел из "Crusaders". Отсутствие его тромбона заметно изменило саунд группы, но "крестоносцы" продолжали эволюционировать и наряду с традиционными инструменталами стали включать в репертуар и песни, прибегая к помощи наемных вокалистов. В 1979 году один из таких номеров ("Street Life" с одноименного альбома) поднялся в Топ 40 и послужил хорошим толчком для сольной карьеры спевшей в нем Рэнди Кроуфорд. В 1981-м "Crusaders" сделали совместную запись с Джо Кокером "I'm So Glad I'm Standing Here Today", но, тем не менее, их популярность опять пошла на спад. Спустя пару лет отбыл Хупер, оставив у руля Фелдера и Сэмпла, которые взяли в помощники барабанщика Леона Ндугу Чанклера. Как бы то ни было, команда продолжала работать и вскоре отметила свое 30-летие, выпустив диск "The Good And Bad Times", в записи которого принял участие ряд специальных гостей, в том числе и джазовая звезда Нэнси Уилсон. На следующий год вышел сборник песенных хитов с прозрачным названием "The Vocal Album", однако спад продолжался, и в 1991-м после тусклого альбома "Healing The Wounds" группа была распущена. Джо Сэмпл занялся сольной карьерой, а в середине 90-х воспользовавшийся моментом Хендерсон реанимировал торговую марку "Jazz Crusaders". К нему также примкнули Фелдер и Карлтон, и в 1995 их компания выпустила диск "Happy Again". За этим альбомом последовал еще ряд работ, но все они имели мало общего с оригинальными хард-боп-акустическими "Jazz Crusaders" и больше соответствовали современному поп-джазу, в котором применялись синтезаторы, сэмплы и драм-машины. Между тем Джо и Уилтон вернулись к имени "Crusaders", а в 2003-м к ним примкнул еще и Стикс. Камбэк-альбом "Rural Renewal", записанный этой тройкой при гостевом участии Эрика Клэптона получился очень сильным, но в том же году хендерсонская версия группы выпустила очередную поп-джазовую пластинку "Soul Axess". В 2010-м Сэмпл воссоединился с Хендерсоном и Фелдером, однако их реюнион-тур, прошедший без участия Купера, оказался для музыкантов последним. В 2014-м ушли из жизни Уэйн и Джо, а в 2015 скончался Уилтон. Last update 04.02.18 |