НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Dziwny jest ten swiat
|
||
CZESLAW NIEMENАвтор песен, вокалист и мультиинструменталист Чеслав Немен – один из наиболее популярных, оригинальных и влиятельных артистов в польской музыке 20-го века. Начав с относительно простых вещей в жанрах поп и соул, он быстро переключился на более сложные композиции, включающие в себя элементы джаза и авангарда. Также, будучи харизматичным и одаренным вокалистом, музыкант оказался еще и одним из пионеров польской электроники. Чеслав Юлиуш Выджицкий родился 16 февраля 1939 года в деревне Старые Василишки на территории нынешней Беларуси. В детстве он пел в церковном хоре и посещал начальную музыкальную школу в Гродно, а когда в конце 50-х семья Выджицких переехала в Гданьск, взял в руки акустическую гитару и начал исполнять каверы в студенческих клубах. В 1962-м Чеслав выиграл приз на фестивале молодых талантов в Щецине, после чего отправился в свой первый национальный тур с группой "Czerwono-Czarni". К концу года музыкант обзавелся сценическим псевдонимом "Немен" (в честь реки Неман) и перебрался в ансамбль "Niebiesko-Czarni", в котором работал на протяжении трех лет. Первое признание пришло к артисту в 1964 году, когда Марлен Дитрих записала немецкую версию его песни "Czy Mnie Jeszcze Pamietasz?". Его команда неоднократно выезжала за рубеж и даже удостоилась чести выступать на сцене парижской "Олимпии". После вторичного визита во Францию, где "Niebiesko-Czarni" встречались с такими группами как "Spencer Davis Group", "Kinks" и "Pretty Things", Чеслав вернулся нагруженный идеями хиппи. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия находились под сильным влиянием черного соула. Расставшись с "Niebiesko-Czarni", Немен собрал сопровождающий бэнд "Akwarele" и вскоре произвел с ним фурор на фестивале в Ополе. Сильные тексты "Dziwny Jest Ten Swiat", яркая мелодия, а также небывало эмоциональное исполнение принесли певцу первую премию, а сама песня стала не только общенациональным хитом, но и настоящим гимном польской молодежи конца 60-х. В 1967-м вышел одноименный альбом, а после гастролей в Польше, Германии и Франции Чеслав сотоварищи выпустил вторую полнометражку. И если на "Dziwny Jest Ten Swiat" превалировал балладный соул, то на "Sukces" стали попадаться и более энергичные номера. Третья пластинка "Czy Mnie Jeszcze Pamietasz", составленная из обновленных версий ранних композиций Немена, оказалась последней для "Акварелей". Впрочем, распустив эту группу, Чеслав в скором времени собрал именной проект "Niemen" (несколько позже "Niemen Enigmatic"). Дебютом этой команды стал монументальный альбом 1969 года, в котором использовались тексты известных польских поэтов (Циприан Камиль Норвид, Адам Аснык, Казимеж Пшерва-Тетмайер, Тадеуш Кубьяк), а четыре продолжительных композиции строились из кубиков прогрессива, психоделики, джаза и авангарда. Следующая работа Немена была безымянной, поэтому впоследствии в дискографии ее учитывали и как "Niemen" или "Enigmatic" (в честь группы), и как "Czlowiek Jam Niewdzieczny" (по первому треку), и как "Czerwony Album" (по красному цвету обложки). На этом двойнике Чеслав вновь обратился к поэтам (как к классикам, так и к современникам), но парочку текстов написал и сам. За исключением открывающего 20-минутного эпика "Czlowiek Jam Niewdzieczny" композиции имели относительно укороченный формат, а музыка местами сильно смахивала на ранних "Deep Purple". Осенью 1971-го сопровождающий состав Немена пополнился музыкантами из "SBB", и при их участии были записаны две полуимпровизационных пластинки "Vol. 1" и "Vol. 2". В обеих работах фьюжн сливался с экспериментальным роком, а впоследствии оба "тома" объединились на компакт-диске "Marionetki". В первой половине 70-х "Niemen" попытались пробиться на Запад и в Мюнхене записали пару англоязычных дисков. И хотя выход "Strange Is This World" и "Ode To Venus" сопровождался евротурами, и критики тепло отзывались о творениях Немена, ни тот, ни другой альбом не дали артисту ожидаемого прорыва. Отойдя от командного формата, Чеслав опубликовал два чистых сольника: сборник русских народных песен "Russische Lieder" действительно записывался в одиночку, а вот к созданию околоджазового "Mourner's Rhapsody" приложило руку множество сессионщиков (в том числе такие личности как Ян Хаммер, Михал Урбаняк, Джон Эбекромби). Осенью 1973-го "Niemen" были официально распущены, а в 1974-м им на смену пришла другая формация – "Aerolit". Созданный этой командой единственный фьюжн-альбом был насыщен звуками органа "Хаммонд", меллотронов и синтезаторов "Муг". После смерти барабанщика группа распалась, а Немен продолжил углубляться в электронику уже в одиночку и в 1975-м выпустил почти что инструментальную пластинку "Katharsis". В отличие от этого альбома двойник "Idee Fixe" получился более разноплановым: помимо синтезаторных экспериментов здесь можно было встретить фольклорные стилизации, фанк, джазовый импровиз и т.д. Запись программы отняла у Чеслава довольно много времени, а в бесконечных сессиях вновь фигурировали музыканты из "Aerolit". Конец 70-х Немен посвятил гастролям, объездив множество стран от СССР до США и от Индии до Кубы. Однако после выхода диска "Postscriptum" артист гораздо меньше появлялся на публике, да и свежий материал от него стал большой редкостью. На протяжении 80-х увидели свет еще всего два релиза от Чеслава: кассета "Przeprowadzka" с музыкой к фильмам и электронно-фьюжновая пластинка "Terra Deflorata". В 90-х Немен переключился на живопись и компьютерную графику, но в 2001-м ненадолго вернулся к прежнему занятию, выпустив альбом "Spodchmurykapelusza". Эта работа, где музыкант продолжил экспериментировать с электроникой, оказалась последней в его прижизненной дискографии. Несколько лет Чеслав боролся с раком, но в 2004-м болезнь одержала верх, и 17 января яркая звезда польского рока погасла. Last update 15.06.15 |