НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Rainmaker
|
||
MICHAEL CHAPMANБывший преподаватель рисования и фотографии, фолк-рокер-самоучка из Йоркшира с блюзовыми корнями и специфическим меланхоличным стилем, он был далек от широкой публики, однако для настоящих ценителей музыки всегда оставался уважаемым человеком. Майкл Чапмэн (р. 24 января 1941) появился на фолк-сцене Корнуолла в 1967 году практически одновременно с Джоном Мартином и Роем Харпером. Играя атмосферный и автобиографичный материал, он быстро зарекомендовал себя как оригинальный исполнитель и спустя некоторое время получил прописку на "Harvest" (сублейбл "EMI"). Дебютная полнометражка продюсировалась Гасом Даджином, а в сессиях "Rainmaker" помимо других известных личностей участвовали басист "Steeleye Span" Рик Кемп и контрабасист "Pentangle" Дэнни Томпсон. На первый взгляд основу альбома составлял фолк, но к нему было подмешано много других стилей (джаз, блюз, рага, рок-н-ролл, рэгтайм), причем Майк мог работать и как бард, и организовывать звучание полноценной команды. Следом за "Rainmaker" на "Harvest" (снова при помощи Кемпа и Даджина) вышли еще три гиганта, из которых наиболее известным стал "Fully Qualified Survivor". С гостевой гитарой Мика Ронсона и пышными струнными аранжировками Пола Бакмастера данный альбом попал в любимчики к Джону Пилу, а из характерно нежной песни "Postcards Of Scarborough", наполненной чувством ностальгии и сожаления, получился один из главных чапмэновских хитов. Передислокация в 1973 году на "Decca" повлекла за собой изменение саунда. По-прежнему "текучая" гитара Майкла зазвучала более ярко и жестко, а в таких вещах как "New York Ladies" и "Firewater Dreams" с пластинки "Millstone Grit" Чапмэн искал новые звуки и текстуры. Гастролируя как автономно, так и с разными группами, музыкант укреплял свою концертную репутацию, а в 1975-м выпустил зальник "Pleasures Of The Street", куда вошли и сольные номера, и командные выступления. На спродюсированном Доном Никсом альбоме "Savage Amusement" он взялся за переработки старых вещей, причем записанные заново треки "Shuffleboat River Farewell" и "It Didn't Work Out" сделали Майка джазменом если не по саунду, то по духу точно. Если простые меломаны не всегда по достоинству оценивали его творчество, то среди коллег-музыкантов он пользовался уважением, что, например, характеризовалось появлением на "The Man Who Hated Mornings" Эндрю Латимера ("Camel") и Кифа Хартли. Этот расслабленный альбом вышел не только на "Decca", но и на "Criminal Records", а по-настоящему трудовую деятельность на новом лейбле Чапмэн начал с обучающей программы "Playing Guitar The Easy Way", где предлагал попрактиковаться в 12 инструменталах с различной гитарной настройкой. Номерные альбомы "Life On The Ceiling" и "Looking For Eleven", где наряду с гибридизацией фолка, рока и джаза начались эксперименты с нью-эйджем, критики приняли с восторгом, однако у музыканта оставалось немало поклонников его старого стиля, и уступая их просьбам, Майкл записал акустическо-релаксовый "Almost Alone". В начале 80-х на гастролях Чапмэн воссоединился с Кемпом и выпустил с ним лайв "Original Owners", после чего дуэт выступал под маркой "Savage Amusement". Период этот проходил в андеграунде маленьких клубов, однако в 1987-м Майкл предпринял попытку вернуться к студийной работе, записав 38-минутную инструментальную сюиту "Heartbeat", исполненную в ньюэйджевом духе. В начале 90-х Чапмэн поэкспериментировал с секвенсорами и сэмплами, после чего вернулся к более привычному стилю. Примерив на себя роль "старейшины", он предстал на альбомах "Still Making Rain" и "Navigation" как человек изрядно потрепанный жизнью, усталым голосом поющий о прошедших эмоциях. Хотя все работы 90-х были отмечены критиками с позитивом, продажи альбомов по-прежнему находились на минимальном уровне. По выходу "The Twisted Road" обозреватели возвестили о "возвращении в форму", однако на самом деле музыкант давно перестал гнаться за славой и просто работал в свое удовольствие. Кочуя по маленьким лейблам, Чапмэн продолжал выпускать пластинки, причем чередовал песенные программы с полностью инструментальными альбомами. Последние из этих работ также подразделялись на две части: иногда гитарист записывал традиционную музыку (как в случае с "Americana" и "Americana 2"), а иногда пускался в затяжные электронно-ньюэйджевые эксперименты (как в "The Resurrection And Revenge Of The Clayton Peacock" и "Pachyderm"). Кроме того, в 2011-м вышли ретроспективная коллекция "Trainsong: Guitar Compositions 1967-2010" с новыми гитарными версиями уже известных вещей и диск "Blue Season", на котором в песнях Чапмэна звучал голос Верит Александры. В 2014-м музыканта потянуло к свободным формам, и он подготовил программу "The Polar Bear". Уже менее экспериментальным получился инструментальный альбом "Fish", а на диске "50" Чапмэн вернулся к песенному формату и влияниям американы. В 2019-м вышло две последних прижизненных пластинки Майка, "True North" и "An Island Deserted". На них музыкант как и в ранние годы предстал перед публикой как фолкер, причем второй альбом отличался минималистично-акустическим звучанием. Чапмэн скончался 10 сентября 2021 года в возрасте 80 лет. Last update 21.09.21 |