НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Too old to rock'n'roll
|
||
JETHRO TULLГруппа "Jethro Tull", взявшая себе имя в честь ученого-аграрника 18-го века, является настоящим феноменом в рок-музыке. Смешивая хард-рок, блюз, фолк и прогрессив, команда имела уникальное звучание, которое тем не менее могло меняться в разные периоды ее карьеры. Кроме того, коллектив славился подгруженными, зачастую сюрреалистичными текстами, а торговой маркой "JT" служил лидер-флейтист, играющий, стоя на одной ноге. Ансамбль, в оригинальный состав которого вошли фронтмен Иэн Андерсон, басист Гленн Корник, гитарист Мик Эйбрахамс и барабанщик Клайв Банкер, образовался на обломках околоблюзовой формации "John Evan Smash". Произошло это в конце 1967-го, а уже в начале следующего года "Jethro Tull" выбросили на рынок пилотный поп-фолковый сингл "Sunshine Day". Хотя миньон оказался провальным, группе удалось заполучить прописку в столичном клубе "Marquee", и она стала постепенно наращивать концертную популярность. Особенно хорошо дела пошли, когда Эйбрахамс переместился в центр сцены, а Андерсон, одевающийся как бродяга, придумал свою фирменную стойку. В июне 1968-го команда выступала на первом открытом фестивале в Гайд-Парке, в августе блистала на "Sunbury Jazz & Blues Festival", а к концу лета отоварилась контрактом от "Island Records". Уже первый диск-гигант показал эклектичность саунда "Jethro Tull", однако, несмотря на джаз-фолковые примеси, по большому счету "This Was" являлся блюзовым альбомом, и главная заслуга в этом принадлежала Эйбрахамсу. Тем не менее лидеров в группе было по-прежнему двое, и, не желая продолжать соперничество с Иэном, Мик ушел создавать проект "Blodwyn Pig". Образовавшуюся брешь пытались закрыть Тони Айомми ("Black Sabbath") и Дэйвид О'Лист ("Nice"), однако кадровый вопрос разрешился лишь с появлением Мартина Барра. Весной 1969-го обновленный состав дебютировал с хит-синглом "Living In The Past", который вошел в британскую тройку лидеров и привел к появлению "Jethro Tull" в передаче "Top Of The Pops". Авторство песни принадлежало Андерсону, и он же заготовил весь материал для альбома "Stand Up" (включая обработку Баха "Bouree"). Уникальное смешение блюза, джаза, брит-фолка, прог-рока и классики вызвало взрывной интерес публики, и диск угодил на самую вершину островного чарта. Следующая полнометражка ("Benefit") была отмечена некоторым уклоном в хард-рок и появлением в гостях экс-главы "John Evan Band" клавишника Джона Эвэна. Эта же пластинка оказалась последней для Гленна Корника, которого менеджеры вежливо попросили на выход. Уволенный басист сколотил проект "Wild Turkey", а его место в "Jethro Tull" занял еще один выходец из "John Evan Band" Джеффри Хаммонд. С приплюсованным к официальному составу Эвэном в начале 1971-го команда заготовила шедевральную программу "Aqualung". Блюзовые интонации здесь практически остались в прошлом, зато отлично работали на контрасте хард-рок и фолк. Сочетание взрывных риффов и акустики брало слушателя за самое сердце, и покупатели сметали пластинку с прилавков в огромном количестве. Хотя "аквалангистское" турне прошло с большим успехом, напряженный гастрольный график никак не соответствовал семейным планам недавно женившегося Банкера, и тот передал палочки Барримору Барлоу (также экс-"John Evan Band"). Пятый альбом, обернутый в "газетную" обложку, оказался новаторским предприятием - он состоял всего лишь из одной композиции длительностью в 44 минуты с социально-сюрреалистичными текстами и характерными для прогрессива сменами музыкальных тем, размеров и темпов. Хотя многие критики оказались в растерянности перед "Thick As A Brick", пластинка имела широкий успех и стала для "Jethro Tull" первым американским чарттоппером. Спустя год группа повторила однопесенно-концептуальную формулу в программе "A Passion Play", чем вызвала шквал обвинений в излишней заумности, однако, несмотря на злопыхателей, альбом тоже стал лидером заокеанских списков. Хотя следующий студийник готовился как часть кинопроекта, фильм так и не вышел в свет, а запланированный двойник превратился в ординар. С "War Child" коллектив вернулся к укороченному формату песен, а оркестровки давно сотрудничавшего с группой Дэйвида Палмера стали более заметны. В Америке седьмой альбом очутился на второй строчке, а вот пластинка 1975 года "Minstrel In The Gallery", своим противовесом электрической энергии Барра и акустики напоминавшая "Aqualung", отодвинула "Jethro Tull" на седьмую ступеньку "Billboard". В январе 1976-го царившая несколько лет кадровая идиллия была нарушена отставкой Хаммонда, который решил переключиться на живопись. С новым басистом Джоном Гласкоком группа записала диск "Too Old To Rock 'N' Roll: Too Young To Die!", и хотя титульный трек пополнил копилку классических вещей "JT", сам альбом, сделанный на основе несостоявшейся пьесы Андерсона-Палмера, остался недооцененным - он не получил даже золота и выпал из американской десятки и британской двадцатки. Куда более успешным оказалась фолк-роковая пластинка "Songs From The Wood" - с ней улучшились и чартовые, и продажные показатели. Диск вышел в феврале 1977-го, а тем временем Палмер, уже выступавший на концертах "Jethro Tull" в качестве клавишника, получил в команде официальное членство. Фолк превалировал и на двух других альбомах конца 70-х, которые, несмотря на засилье панк-рока, все же имели достаточно хороший спрос. Спустя несколько недель после выхода "Stormwatch" скончался Гласкок (сказались последствия перенесенной операции на сердце), и место басиста досталось Дэйву Пеггу из "Fairport Convention". Между тем расстроенный смертью Джона, по окончании промо-тура уволился Барлоу, а Андерсон, воспользовавшийся смятением в рядах группы, занялся записью сольника. Как бы то ни было, но сдобренный синтезаторами и электроскрипкой от Эдди Джобсона студийник "A" издавался под маркой "Jethro Tull", поскольку так настояла "Chrysalis Records". Таким образом фирма хотела предотвратить снижение продаж, однако трюк не возымел сильного воздействия, и покупательский спрос остался на среднем уровне. По выходу диска произошли очередные перестановки, и на должностях клавишника и ударника очутились Питер Веттеси и Джерри Конвэй. В 1982-м обновленный состав подготовил программу "The Broadsword & The Beast", которая хоть и основывалась на фолк-мелодиях, в то же время показывала возросшую роль синтезаторов. На следующем альбоме электроники оказалось еще больше, тем более что на сессиях "Under Wraps" группа осталась без живого ударника и использовала драм-машину. Несмотря на то, что сами "Tull" вроде бы остались довольны экспериментами с синт-попом, работа провалилась, а запланированный тур в ее поддержку пришлось отменить из-за болезни Андерсона. Только после трехлетнего перерыва команда вернулась к работе, а к тому времени ее официальный штат сократился до трио - ушел Питер. Хотя на "Crest Of A Knave" музыканты постарались опять играть в привычный хард-фолк, а гитара Барра впервые с 70-х вновь была поставлена во главу угла, стиль этого альбома оказался сильно похож на "Dire Straits". Впрочем, публика приняла данную работу с восторгом, и "Jethro Tull" даже вырвали "Грэмми" в номинации "Best Hard Rock/Metal Performance Vocal Or Instrumental", на которую претендовала "Metallica". Почувствовав себя увереннее, группа заиграла еще жестче, однако записанный с новым ударником Доаном Перри "Rock Island" имел более прохладный прием, особенно в Америке. От следующей пластинки "Catfish Rising" вновь после долгого перерыва повеяло блюзом, но в налетевшей гранжевой буре этот факт остался незамеченным, и "Tull" продолжили чартовое падение. Впрочем, для команды еще не все было потеряно - ее концерты по-прежнему имели успех, а выпущенный в 1992-м полуакустический сет "A Little Light Music" вошел в британский Топ 40 (в "Billboard" № 150). В 1995-м коллектив, чьи ряды пополнились клавишником Эндрю Гиддингсом, вернулся к студийной работе, причем к фирменному саунду оказались подмешаны мелодии Ближнего Востока. С уклоном в уорлд-мьюзик был сделан и альбом "J-Tull Dot Com", однако по наступлении нулевых Андерсон увлекся записью сольников, и группа отошла для него на второй план. Тем не менее, в первую декаду двадцать первого века "Jethro Tull" выпустили несколько зальников, а также подготовили рождественскую пластинку. Наконец, в 2011-м после отставки Барра проект совсем перестал функционировать, однако спустя шесть лет Андерсон заговорил о том, что хочет отметить полувековой юбилей дебютника "This Was". Впрочем, на первых порах дело ограничилось выпуском сборника "50 For 50", а вот анонсированный тур "The Prog Years" пришлось отменить из-за ковида. По-настоящему же команда ожила лишь к началу 20-х, но зато потом выпустила один за другим два альбома. И хотя (за исключением Иэна) в ее составе не было уже никого из прошлых участников проекта, "Jethro Tull" продолжали играть свой узнаваемый приправленный прогрессивом фолк-рок а-ля 70-е. Основное же различие между двумя последними работами заключалось в текстах, и если в случае "The Zealot Gene" в ход шли социальные вопросы вкупе с библейскими темами, то на "Rokflote" Андерсон и компания уделили внимание скандинавской мифологии. Last update 06.11.24 |