НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем Ulazak u harem
|
||
SMAKКрагуевацкая группа "Smak" (чье название имело прикольную расшифровку "Samostalni Muzicki Ansambl Kragujevac") была основана гитаристом Радомиром "Точаком" Михайловичем и барабанщиком Слободаном "Кепой" Стояновичем в 1971 году, но лишь спустя несколько лет ее состав обрел стабильность. За этот период коллектив прошел путь от западных каверов ("Santana", "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Rolling Stones", Jimi Hendrix) к собственным композициям и выработал оригинальный стиль, сочетавший в себе прогрессив и хард с элементами джаз-рока и блюза. Танцевальные площадки постепенно сменились концертными залами, и в 1975-м "Smak" открывали белградский концерт "Deep Purple". Одна из вещей, представленных в том сете, называлась "Ulazak U Harem", и вскоре музыканты умудрились опубликовать ее сразу на двух синглах, выпущенных разными лейблами, "ZKP RTLJ" и "Suzy Records". Впоследствии противоречие было сглажено, и группа осталась работать с первой из этих фирм, где и выпустила дебютный альбом. Пластинка, вторую сторону которой занимал 19-минутный инструментал "Put Od Balona", записывалась в таком составе: Точак (гитара), Кепа (ударные), Борис Аранжелович (вокал), Лаза Ристовский (клавишные) и Зоран Миланович (бас). Не все отклики на альбом были хвалебными, однако тираж в 20 тысяч сделал диск серебряным, а Михайлович зарекомендовал себя как выдающийся гитарист не только в Югославии, но и за ее пределами. В 1975-м "Smak" гастролировали в Восточной Германии вместе с "Puhdys", а в 1976-м для раскрутки ставшего хитом сингла "Satelit" смотались в Нью-Йорк, причем на борту самолета для специально приглашенных журналистов устроили импровизационный джем. Где-то в этот период Лаза ушел в "Bijelo Dugme", а на его место был принят Миодраг "Мики" Петковский. Новичок помимо клавиш таскал на репетиции виолончель, а также продемонстрировал свои симпатии к джаз-року, написав композицию "Tegoba". Помимо этой вещицы на второй альбом попали хардовые номера ("Crna Dama"), баллады ("Stvar Ljubavi", "Plava Pesma"), фолк-роковый трек ("Daire") и сантаноподобные инструменталки ("Domaci Zadatak", "'Alo"). "Черная дама" имела большой успех – пластинки продавались как горячие пирожки, многие композиции становились хитами, а музыканты получали различные награды. Специально для западного рынка даже выпустили англоязычный вариант "Black Lady", но зарубежье отреагировало на выскочек из соцлагеря относительно прохладно. Имел своего "интернационального" собрата ("Dab In The Middle") и альбом "Stranice Naseg Vremena" (с освеженной версией "Ulazak U Harem" и Тибором Леваем за клавишами), однако к тому времени на "Smak" накатились различные проблемы. Успешное вроде бы турне обернулось для музыкантов большим денежным долгом, а Михайлович постоянно ссорился со своими коллегами, поскольку те не воспринимали его тексты. После релиза "Stranice Naseg Vremena" ушел Тибор, а за ним отбыл и сам Точак. Спустя некоторое время гитарист одумался и вернулся в команду вместе с Ристовским, но зато теперь изменился стиль "Smak". Прежний саунд сохранился лишь в нескольких вещах "Rock Cirkus", а в основном коллектив переориентировался на коммерческий хард-рок. Раскрутку альбома планировалось провести в духе "The Rolling Stones Rock And Roll Circus", но смерть югославского лидера Тито остудила цирковые намерения музыкантов и оставила пластинку вообще без промоушена. В 1981-м у Михайловича умер брат, и Радомир начал готовить сольник, посвященный его памяти. В записи участвовали почти все члены "Smak" за исключением Аранжеловича, который болел. На пластинке превалировал мрачный инструментальный фьюжн, и лишь в трех вещах прозвучал вокал Дадо Топича и Зорана Живановича. В конце концов, диск вышел под маркой "Smak", однако уже летом 1981-го внутренние разногласия привели группу к распаду. Первое возрождение ансамбля случилось спустя пять лет, когда собрался классический состав за минусом Ристовского. По осени группа записала камбэк-альбом "Smak '86", который выглядел слишком синтетическим на фоне всех предшествующих опусов. Никому из музыкантов, за исключением Точака (который был автором всех песен, продюсером, а кое-где и лидер-вокалистом), диск не понравился, и команда опять погрузилась в молчание. С приходом 90-х вновь запахло реюнионами, однако после серии концертов народ начал разбегаться, и Кепа с Точаком остались вдвоем. Какое-то время музыканты работали под маркой "TEK", но к середине декады вернулись к имени "Smak". К тому моменту микрофон достался Дежану Найдановичу, ритм-гитару взял Милан Милославлевич, басуха отошла к Владе Самарджичу, а в качестве дублера-ударника выступал сын Слободана Дежан. В данной конфигурации был записан альбом "Bioskop Fox", где восьмидесятническую нововолновость сменил хард-рок с небольшой примесью прог-металла. Под конец века "Smak" сделали еще один студийник, причем ввели на нем такие элементы как полиритмические ударные и скат-пение. После "Egregor" группа еще какое-то время выступала, а в 2002-м случился очередной распад. Проект возродили в 2010, причем состав отличался от 90-х только басистом. Команда начала готовить новый материал, но на полнометражку выйти не удалось (Слободану пришлось перенести операцию на позвоночнике), и дело ограничилось выпуском EP "Delfin". Last update 03.09.13 |