НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем Moondance
|
||
VAN MORRISONВ творчестве этого музыканта нашли отражение такие стили как ритм-энд-блюз, джаз, соул, кельтский фолк, кантри и госпел, а сам он стал вдохновителем для многих рок-музыкантов от Джима Моррисона и Брюса Спрингстина до "Thin Lizzy" и "U2". Вэн Моррисон (настоящее имя Джордж Айвэн Моррисон) родился в Белфасте 31 августа 1945 года. Его мать была певицей, а отец владел внушительной коллекцией джазовых и блюзовых пластинок, поэтому интерес к музыке у парня проявился довольно рано. К двенадцати годам Вэн обзавелся гитарой, а вскоре стал лидером школьной скиффл-группы "Sputniks". В четырнадцать Моррисон освоил саксофон и в новом качестве вошел в состав "Thunderbolts". Играл Вэн и в некоторых других командах, но первый успех пришел к нему с группой "Them", основанной в 1964 году. С ней музыкант записал парочку альбомов, а самым лучшим достижением того периода стала его песня "Gloria", на которую впоследствии делали каверы такие артисты как "Doors" и Патти Смит. В 1966-м Моррисон ушел из "Them", но менеджер группы Берт Бёрнс взялся раскручивать его как сольного исполнителя. Первый же сингл "Brown-Eyed Girl" протаранил американскую горячую десятку, однако сопутствующий соул-блюзовый альбом "Blowin' Your Mind!", выпущенный против воли музыканта, получился слабоватым. В 1967-м Бёрнс неожиданно умер, а освободившийся от контракта Моррисон перебрался под крышу "Warner Bros". Здесь Вэн дебютировал с альбомом "Astral Weeks", который до сих пор считается лучшим в его дискографии. Гипнотическая, медитативная музыка, с трудом поддающаяся классификации, повергла критиков в экстаз, хотя публика поначалу прохладно отреагировала на работу. В января 1970-го вышел диск "Moondance", звучавший гораздо оптимистичнее своего печального предшественника и видимо поэтому застолбивший себе место в Топ 40. Вообще, начало 70-х было для Моррисона достаточно продуктивным, и две следующих пластинки принесли такие хиты как "Domino", "Blue Money", "Wild Night" и "Tupelo Honey". В 1972-м вышел альбом "Saint Dominic's Preview" с усложненными, порой доходящими до 10 минут композициями, местами возвращавший артиста к медитативности "Astral Weeks". В то время как студийник "Hard Nose The Highway" был встречен противоречивыми откликами, записанный с сопровождающим составом "Caledonia Soul Orchestra" двойной зальник "It's Too Late To Stop Now" впоследствии признавался чуть ли не образцом концертного альбома. Тем временем Моррисону пришлось развестись, а все эмоциональные переживания и грусть по этому поводу музыкант выплеснул на диске "Veedon Fleece". Последовавшее трехлетнее молчание было прервано выходом пластинки "A Period Of Transition", возвращавшей Вэна к более позитивному настрою. Конец 70-х артист отметил выпуском двух удачных работ, мэйнстримовой "Wavelength" и выдержанной в более привычном для него стиле "Into The Music". И хотя в то время живые выступления возобновились, из-за одолевавшей Моррисона боязни сцены они проходили как-то скомкано, и бывали случаи, что концерты прерывались прямо посередине. Начало 80-х Вэн встретил существенным снижением чартовых позиций, уменьшением уровня продаж и довольно жесткой критикой. На "Common One" Моррисон заигрывал с фри-джазом, на "Beautiful Vision" добавлял кельтскую ауру, а на "Inarticulate Speech Of The Heart" пытался медитировать с помощью синтезаторов, но при этом практически во всех этих работах преобладали темы духовности. Признание к Вэну начало возвращаться после медитативного альбома "No Guru, No Method, No Teacher", который обозреватели иногда сравнивали с "Astral Weeks". Следующую пластинку Моррисон хотел сделать полностью из джазовых инструменталов, однако потом изменил свое решение, и потому на "Poetic Champions Compose" превалировал песенный формат. В 1988-м музыкант вместе с "Chieftains" записал подборку ирландских народных песен "Irish Heartbeat", а в 1989-м, когда вышел альбом "Avalon Sunset", к Моррисону вернулся коммерческий успех. Исполненная дуэтом с Клиффом Ричардом песня "Whenever God Shines His Light" стала его первым за последние двадцать лет попаданием в британский Топ 20, а впоследствии с кавером на вэновскую "Have I Told You Lately That I Love You" в американский Топ 5 вломился Род Стюарт. Популярность музыканта вновь пошла на взлет, чему поспособствовал выпуск в 1990 году сборника "The Best Of Van Morrison". Все альбомы первой половины 90-х побывали в британской пятерке и хорошо продавались, а сопутствующие концерты проходили с аншлагами. В 1993 году заслуги Моррисона были отмечены занесением его имени в "Зал Славы Рок-н-Ролла", а в 1994-м артист получил награду "Brit Award" за выдающийся вклад в развитие британской музыки. В 1995-м наряду с очередным сольником "Days Like This" вышел записанный на пару с Джорджи Фэймом и базирующийся на джазовых стандартах альбом "How Long Has This Been Going On". Коллаборация с Фэймом была продолжена на сборнике каверов Моуза Эллисона "Tell Me Something", но под конец 90-х Моррисон вернулся к собственному творчеству и между двумя пластинками со свежим материалом выпустил двухдисковую компиляцию "The Philosopher's Stone" с ранее не издававшимися вещами. На рубеже веков Вэн отдал дань раннему увлечению скиффлом и опубликовал зальник "The Skiffle Sessions", записанный вместе с Лонни Донегэном и Крисом Барбером. Также в 2000 году у него образовался недолгий альянс с Линдой Гэйл Льюис, причем для их совместного диска "You Win Again" многое было позаимствовано из репертуара ее известного братца Джерри Ли Льюиса. И хотя на последовавшем сольнике "Down The Road" были представлены свежие вещицы, альбом имел абсолютно винтажный саунд. Данная работа вернула музыканту расположение американской публики, но вот откат к джазу в программе "What's Wrong With This Picture?" снизил его чартовые позиции в Англии. Впрочем, вскоре баланс был восстановлен, и ориентированный на кантри альбом "Play The Devil" и две более эклектичные пластинки конца нулевых заняли хорошие места по обе стороны Атлантики. Начало следующей декады прошло относительно спокойно, и в этот период вышли лонгплей "Born To Sing. No Plan B" и сборник римейков "Duets: Re-Working The Catalogue", где уже известные вещи были переделаны под формат дуэтов с разными звездными гостями. Далее у Моррисона случился всплеск творческой энергии, и за вторую пятилетку десятых он поставил на рынок уже шесть альбомов. Впрочем, количество не всегда переходило в качество, и если оригинальный "Keep Me Singing" и частично каверизованный "Roll With The Puches" имели хорошие позиции в таблицах популярности, то в дальнейшем чартовые показатели снизились. Возможно, это произошло из-за съезжания в джаз, поскольку когда на "Three Chords And The Truth" музыкант вернулся к более привычной для него эклектике, его рейтинги снова поползли вверх. Во время пандемии Моррисон активно выступал против антиковидных мер, и его социальная направленность проявилась и на альбомах начала двадцатых. Но если двойник "Latest Record Project, Vol. 1" публика приняла относительно тепло, то простой альбом "What's It Gonna Take?" именно из-за текстов был встречен в штыки. Так или иначе, музыкант не снижал творческой активности и уже на весну 2023-го анонсировал пластинку с прозрачным названием "Moving On Skiffle". Last update 29.01.23 |