"Colosseum" - одна из влиятельнейших команд британского прога, нашедшая свою формулу успеха в авантюрном смешении джаза, рока, блюза и классики. Ансамбль был основан в 1968 году тремя музыкантами, сопровождавшими Джона Мэйолла на альбоме "Bare Wires", а именно барабанщиком Джоном Хайсмэном, саксофонистом Диком Хекстоллом-Смитом и бас-гитаристом Тони Ривзом, причем первые двое еще раньше работали вместе в "Graham Bond Organisation". В оригинальную версию "Колизея" также попали клавишник-виртуоз Дэйв Гринслэйд, вокалист Джеймс Литерлэнд и гитарист Джим Рош. Последний, правда, успел записать с группой всего один трек, а потом куда-то исчез, передав свой инструмент Литерлэнду. В том же 1968-м после живого дебюта в Скарборо "Colosseum" обрели ценного союзника в лице легендарного ведущего BBC Джона Пила, который пригласил команду в свою программу "Top Gear". Вскоре последовало заключение сделки с "Fontana Records", а в марте 1969-го коллектив познакомил слушателей с пластинкой "Those Who Are About To Die Salute You". Альбом проявил великолепные способности как каждого из музыкантов в отдельности, так и их взаимодействие друг с другом.
Напористый "Хаммонд" Гринслэйда, мелодичные басовые узоры Ривза, яркий и взрывной саксофон Хекстолла-Смита, яростное гитарное "вау-вау" Литерлэнда и цементирующая саунд пиротехническая работа Хайсмэна - все это делало звучание "Colosseum" интересным и уникальным. Несмотря на ряд заимствований, как официальных (у Грэма Бонда и Бесси Смит), так и завуалированных (у "Procol Harum", Иоганна Себастьяна Баха и Дюка Эллингтона), широкая публика сочла пластинку достойной своего внимания, и диск занял 15-ю строчку в национальном чарте. Спустя полгода группа выпустила второй альбом, причем "Valentyne Suite" стал премьерным релизом на свежеиспеченном прог-лейбле "Vertigo".
На первой стороне диска находились номера, стоявшие ближе к року ("The Kettle"), джазу ("Elegy") и блюзу ("Butty's Blues"), но наибольший интерес представлял оборот с великолепной трехчастной титульной сюитой, казавшейся колизееманам вершиной творчества команды. Также как и дебют, диск занял 15-е место, что, в общем-то, не помешало Литерлэнду сбежать для формирования "Mogul Thrash". Место Джеймса занял Дэйв "Клем" Клемпсон (экс-"Bakerloo"), при участии которого был подготовлен альбом "The Grass Is Greener". Пластинка имела почти что ту же самую обложку что и "Valentyne Suite" и помимо четырех свежих треков включала столько же номеров с предшественницы (три в перезаписанном, и один в оригинальном виде), поэтому была издана только на американском рынке. Как вскоре выяснилось, Клемпсону не хотелось исполнять сдвоенные обязанности, и поэтому Гринслэйд позвал на выручку своего бывшего коллегу по "Thunderbirds" Криса Фарлоу. Тем временем Ривз пожелал сосредоточиться на продюсерской работе, ввиду чего басуха перешла к Луи Сеннамо, а спустя месяц очутилась в руках Марка Кларка.
Благодаря сильному голосу Фарлоу альбом "Daughter Of Time" получился более роковым, но вместе с тем в нем по-прежнему хватало и блюза, и джаза (тем паче, что в нескольких композициях у Дика появилась напарница, флейтистка-саксофонистка Барбара Томпсон). В 1971 году "Colosseum" переместились под крышу "Bronze Records", где записали мощный и коммерчески удачный концертник "Live" (№ 17). К сожалению, успех альбома не спас команду от распада, и той же осенью музыканты разбежались в разные стороны. Дэйв, прихватив с собой Тони, основал "Greenslade", Крис ушел в "Atomic Rooster", Дик попробовал начать сольную карьеру, а Клем, немного потусовавшись со "Snafu", подался в "Humble Pie".
Тем временем Джон и Марк организовали тяжелую команду "Tempest" в компании с джаз-роковым гитаристом Алланом Холдсвортом и бывшим участником "Juicy Lucy" Полом Вильямсом. Эта группа выпустила пару дисков, а затем Джон решил реанимировать свой бывший проект под вывеской "Colosseum II". И хотя в состав вошли такие достаточно известные музыканты как Гэри Мур и Дон Эри, дело не особо ладилось, и после трех альбомов, ориентированных на джаз-фьюжн, второй "Колизей" также прекратил существование. Прошло много лет, прежде чем состав образца "Daughter Of Time" вновь появился на сцене. Сначала группа дала серию реюнион-концертов, а в 1997-м записала студийник "Bread & Circuses". Данный альбом заметно отличался от раннего творчества, поскольку был ориентирован на более прямолинейный блюз-рок, а джазовые компоненты хоть и присутствовали, но не давали прежнего прогрессивного чувства. Примерно то же самое можно было сказать и о пластинке 2003 года "Tomorrow's Blues", оказавшейся последней работой для Хекстолла-Смита. Саксофонист скончался в декабре 2004-го, а его место в группе официально заняла жена Хайсмэна Барбара Томпсон.
На протяжении нулевых (а также в начале десятых) "Colosseum" относительно регулярно гастролировали, а в 2014-м вернулись с альбомом "Time On Our Side", выдержанном в стилистике "Bread & Circuses" и "Tomorrow's Blues". Какое-то время команда продолжала работать вживую, но возраст и состояние здоровья музыкантов давали о себе знать, и уже в 2015-м Джон объявил о прекращении концертной деятельности. Хайсмэн скончался в 2018-м, однако вскоре после его смерти Клемпсон, Кларк и Фарлоу воссоединились и, пригласив в компанию саксофониста Кима Нишикавару, барабанщика Малколма Мортимора и клавишника Ника Стида, провели серию выступлений. Более того, дело даже дошло и до студийной работы, однако альбом "Restoration" не оправдал затаенных надежд фанатов о возврате к корням и вновь оказался выдержан в поздней стилистике.