НА ГЛАВНУЮ |
|||
Линки |
Дискография
Слушаем The night they drove old dixie down
|
||
JOAN BAEZДжоан Баэз – дочь мексиканца и шотландки, звезда американского фолка 60-х, обладательница очаровательного сопрано и известная политическая активистка с ярко выраженной гражданской позицией. Родившись 9 января 1941 года в Нью-Йорке, в 1958-м она вместе с семьей очутилась в Массачусетсе, где собственно и началась ее музыкальная карьера. К тому времени девушка уже хорошо владела гитарой и осознавала свой голосовой дар, поэтому ей доставляло несказанное удовольствие играть в местных клубах. Рвение Джоан оказалось так велико, что спустя несколько месяцев она бросила учебу в университете и вместе с другими фолк-энтузиастами записала пластинку "Folksingers 'Round Harvard Square", ставшую ее виниловым дебютом. Этот практически самопальный диск вышел в 1959-м, и в том же году Баэз предстала перед обширной аудиторией "Newport Folk Festival". Ее выступление произвело большое впечатление, и контракт с "босой мадонной" (как прозвали певицу на фестивале) у "Columbia" увела из-под носа фирма "Vanguard Records". Первый сольник "Joan Baez", в котором девушка под простой гитарный аккомпанемент исполняла традиционные песни, в чарты не попал (по крайней мере, сразу), но продавался хорошо и достиг золотого показателя. По-настоящему же публика оценила проникновенный голос Баэз после выхода "Joan Baez, Vol. 2", который добрался до 13-й строчки "Billboard" и номинировался на "Грэмми" в категории "Best Contemporary Folk Performance". Успех второй пластинки увеличил спрос и на первую, а вышедшие следом концертники "Joan Baez In Concert" (кстати, в отличие от обычной практики, базировавшиеся на свежем материале) также стали золотыми. В первой половине 60-х Джоан сделалась лицом американской фолк-музыки, и ее можно было увидеть как на хедлайнерских фестивальных сетах, так и на различных политических акциях. С 1963 года Баэз начала продвигать своего тогдашнего бойфренда Дилана и в процессе его раскрутки постепенно отходила от традиционных номеров к вещам современных авторов. Сперва помимо Боба ее репертуар пополнялся песнями Фила Окса, Ричарда Фарины, Леонарда Коэна, Тима Хардина, Пола Саймона, а несколько позже к числу сонграйтеров добавились Жак Брель, тандем Леннон-МакКартни, Джонни Кэш и его нэшвилльские товарищи, а также некоторые чернокожие музыканты из ЮАР. Интересно, что ориентированная на альбомы Джоан иногда снисходила и до миньонов, и изредка ей здесь тоже сопутствовал успех. Так, например, случилось с оксовской "There But For Fortune", которая вошла в середину синглового списка США, а в Англии очутилась в горячей десятке. В то время как пацифистско-политические взгляды певицы оставались неизменными, ее музыкальные взгляды менялись сообразно моде и другим обстоятельствам. Не прошло для Баэз бесследно появление "Beatles" и электрификация Дилана, и к ее одинокой гитаре в аккомпанементе добавились и другие инструменты. Впервые новый подход был опробован на альбоме "Farewell, Angelina", а на трех последующих полнометражках она работала в сопровождении оркестра под управлением Питера Шикели. При этом первая из них ("Noel") состояла из традиционных рождественских песен, вторая ("Joan") содержала каверы современников ("Beatles", Donovan, Paul Simon и т.д.), а третья ("Baptism") являлась чем-то вроде концепта, в котором звучали стихи различных поэтов от Уильяма Блэйка до Артюра Рембо и от Федерико Гарсии Лорки до Евгения Евтушенко. В 1968-м Джоан вышла замуж за антивоенного протестного лидера Дэвида Харриса, а поскольку ее супруг оказался фанатом кантри, то она внесла соответствующие корректировки в свое творчество. В том же году Баэз посетила Нэшвилл, где в результате серьезного студийного марафона были записаны два альбома, "Any Day Now" и "David's Album", причем первый из них был составлен только из песен Дилана. Эксперименты с кантри продолжились, но помимо этого Джоан и сама начала сочинять песни, и ее композиторский дебют состоялся на пластинке "One Day At A Time". Карьера певицы на "Vanguard" закончилась с двойником "Blessed Are", причем финал оказался весьма удачным: альбом взял золото и породил самый значимый баэзовский хит "The Night They Drove Old Dixie Down" (кавер "The Band"). Перебравшись под крышу "A&M", Джоан все больше уклонялась в кантри-поп, и вместе с тем рос процент ее собственных композиций. На этом лейбле Баэз выпустила шесть альбомов, причем достигла пика коммерческого успеха с "Diamonds & Rust", который стал ее бестселлером и породил второй Топ10-хит в виде заглавного трека. После первой полностью авторской пластинки "Gulf Winds" исполнительница переехала на "CBS Records", но по выходу пары ориентированных на мэйнстрим полнометражек ее студийная карьера прервалась. В 1983-м Джоан появилась на церемонии "Grammy Awards", в 1985-м выступала на "Live Aid", а в 1986-м вместе с Гэйбриэлом и Стингом участвовала в турне "Conspiracy Of Hope". Последнее из этих мероприятий подтолкнуло ее на запись альбома, в котором сообразно названию "Recently" прозвучали вещи ее теперешних современников ("U2", того же Гэйбриела, "Dire Straits" и т.д.). Диск вышел под флагом "Gold Castle", и там же были изданы концертник "Diamonds & Rust In The Bullring" и студийник "Speaking Of Dreams", на котором прозвучали дуэты с Джексоном Брауном, Полом Саймоном и "Gipsy Kings". Казалось, что Баэз по-настоящему вернулась из политики в музыку, однако ее новые записи появлялись не так часто как раньше, да и уже не было прежней привязанности к какому-либо лейблу. В 1995-м Джоан пригласила на лайв "Ring Them Bells" нескольких гостей, а спустя пару лет на "Gone From Danger" потеснила собственные вещи в пользу песен более молодых исполнителей. С наступлением нулевых стали переиздаваться ее старые работы, а в 2003-м после долгого перерыва наконец-то появился и свежачок. На "Dark Chords On A Big Guitar" Баэз отдала авторство в руки таких музыкантов как Натали Мерчант, Грег Браун, Райан Адамс, а звучание этой пластинки получилось относительно роковым. В 2007-м на церемонии "Grammy Awards" Джоан удостоилась престижной награды "Lifetime Achievement", а на следующий год вышел альбом "Day After Tomorrow", продюсером которого выступил Стив Эрл. Last update 27.01.15 |