НА ГЛАВНУЮ |
|||
Состав
Линки |
Дискография
Слушаем 21st century schizoid man
|
||
KING CRIMSON"King Crimson" - настоящие титаны прогрессива. Они никогда не шли на компромиссы и не гнались за чартовым успехом, но заслужили почет и уважение хотя бы тем, что за первые пять лет своего существования привили рок-язык и рок-структуры в царстве джаза и классики. Команда образовалась осенью 1968 года на обломках эксцентричной и записавшей один провальный альбом группы "Giles, Giles & Fripp" с исходным музыкальным составом из Роберта Фриппа (гитара), Майкла Джайлса (ударные), Иэна МакДоналда (духовые, клавишные, меллотрон) и Грега Лэйка (бас, вокал). Пятым участником проекта стал Питер Синфилд, который писал фантасмагорические тексты и придумал название "King Crimson". С наступлением 1969 года начались репетиции, в апреле квартет дебютировал живьем, а уже в июле музыканты вместе с "Rolling Stones" выступали перед полумиллионной аудиторией, собравшейся на свободный концерт в Гайд-Парке. И хотя "King Crimson" сознательно избегали каких-либо намеков на поп-мэйнстрим, их сет покатил на ура. Сам Джими Хендрикс вышел на сцену, чтобы пожать Роберту Фриппу руку, а мажорные компании тут же организовали потасовку за право подписать контракт с лондонскими авангардистами. Музыканты заключили сделку с "Island Records" (для американского рынка с "Atlantic") и уже в октябре выдали один из самых сногсшибательных дебютов в прогрессиве. Снабженный зловещей неоготической обложкой пера Барри Годбера альбом "In The Court Of The Crimson King" был насыщен пространственными пассажами меллотрона, футуристическими угловатыми гитарами и мрачной оркестровой атмосферой. Спокойные фрагменты чередовались с драматическими крещендо, а особое внимание привлекал психический би-боп открывающего трека "21st Century Schizoid Man". Несмотря на первичные смешанные отклики, широкие массы оценили альбом правильно, и "In The Court..." вошел в британскую пятерку, а спустя четыре месяца добрался до 28-й строчки "Billboard". Интересно, но когда группа находилась на вершине успеха, ее состав покинули сразу двое участников, недовольные гастрольным расписанием и музыкальным направлением "King Crimson" МакДоналд и Джайлс. Пока Роберт пытался прийти в себя и найти отставникам замену, Лэйк присоединился к "Emerson, Lake & Palmer", и команда оказалась на грани развала. И хотя перед Фриппом замаячила перспектива перебраться в "Yes", он остался привержен идеям "King Crimson" и на пару с Синфилдом сварганил второй альбом, в записи которого помимо других сайдменов согласились принять участие Лэйк и оба Джайлса. По своей стилистике "In The Wake Of Poseidon" недалеко ушел от первенца, но он был лучше саранжирован и лучше спродюсирован, и в британской таблице ему досталось уже четвертое место. Желая все же иметь под рукой полноценную команду, Фрипп перевел в официальный штат "посейдонских" сессионщиков Мела Коллинза (саксофон, флейта) и Гордона Хаскелла (бас, вокал), а также добавил к ним экс-ударника "Manfred Mann Chapter Three" Энди МакКаллока. Данная конфигурация поприсутствовала, правда, всего лишь на одном альбоме, причем на "Lizard" коллектив вплотную приблизился к авангардному джазу. По выходу третьего студийника Хаскелл и МакКаллок поспешили ретироваться, причем в декабре 1970-го за установкой очутился Иэн Уоллес, а немного погодя микрофон достался Рэймонду "Бозу" Бёрреллу, которого Фрипп заодно научил обращаться с бас-гитарой. В таком виде "King Crimson" наконец-то вновь обрели возможность выступать на публике, однако рок-н-ролльный стиль жизни Боза, Мела и Иэна отдалил их от более сдержанного Роберта. Тем не менее группа подготовила недооцененный, наполовину пасторальный, наполовину джаз-роковый студийник "Islands", а также записала концертную пластинку "Earthbound", и лишь когда по весне 1972-го партнеры Фриппа сбежали к Алексису Корнеру в "Snape", лидеру "King Crimson", заодно порвавшему отношения и с Синфилдом, представилась возможность не только пересмотреть состав, но и направление группы. Избавив команду от выпиравших ранее саксофонов, и добавив в саунд струнных и ряд экзотических инструментов, Роберт окружил себя новыми партнерами в лице перкуссиониста-импровизатора Джейми Миэ, экс-ударника "Yes" Билла Бруфорда, бывшего басиста "Family" Джона Веттона и скрипача (а по совместительству клавишника и флейтиста) Дэйвида Кросса. Хотя в альбоме "Larks' Tongues In Aspic" было заметно сильное влияние фри-джаза и восточноевропейской классики (в частности Белы Бартока), новый звук группы определил разбитый на две части титульный трек, в котором было много общего с находящимся еще в зародышевом состоянии стилем хэви-метал. В начале 1973-го из игры выбыл Миэ, а летом 1974-го за пределами "King Crimson" оказался Кросс, однако команда, имеющая костяк из трех человек, успела выпустить еще парочку альбомов. Как и в случае с полнометражкой 1973 года, на "Starless And Bible Black" и "Red" было много импровизаций, и так же находились вещи, предваряющие эпоху прог-металла. Несмотря на то, что творения группы принимались достаточно тепло, Фрипп разочаровался в шоу-бизнесе и объявил о том, что закрывает проект навсегда. Впрочем, впоследствии выяснилось, что Роберт погорячился, и в начале 80-х состоялась реставрация группы. Правда, свои новые идеи Фрипп сперва хотел реализовывать под маркой "Discipline", но когда дело дошло до выпуска пластинки, данное название осталось за альбомом, а коллектив вернул себе имя "King Crimson". В штатном расписании на тот момент числились вернувшийся Бруфорд, второй гитарист (он же и вокалист) Эйдриэн Белу и басист-стикист Тони Левин, а музыка команды оказалась сильно подвержена влиянию новой волны (здесь, видимо, сказалось прежнее сотрудничество членов "KC" с "Talking Heads", Дэйвидом Боуи и Питером Гэйбриэлом). Данный состав получился довольно устойчивым и в первой половине 80-х выпустил три схожих по стилю и по реакции критиков альбома. В создании "Discipline", "Beat" и "Three Of A Perfect Pair" немаловажную роль сыграл Белу, который ранее сотрудничал с "Talking Heads", и возможно поэтому данные работы чаще сравнивали с творчеством его предыдущей группы, нежели с ранними "Crimson". Все три пластинки отметились в районе 40-й позиции, но в 1984-м на Фриппа опять накатила волна разочарований, и он вторично распустил проект. В очередной раз вернуть группу к жизни Роберта подбил Эйдриэн, и благодаря его усилиям в середине 90-х на свет появилась новая версия "King Crimson" - уже не только с двумя гитаристами, но и с двумя басистами-стикистами (Левин+Трей Ганн) и двумя барабанщиками (Бруфорд+Пэт Мастелотто). Камбэк-альбом "Thrak", в котором к отголоскам эпох "Red" и "Discipline" подмешивались битловские гармонии, был встречен хвалебными откликами, что позволило команде пару лет успешно гастролировать. Однако формат "двойного трио" оказался довольно тяжеловесной конструкцией, и во второй половине 90-х начался процесс так называемой "фраКтализации", когда участники "King Crimson" кооперировались между собой в различных версиях, именуемых "проеКтами". К концу декады ряды группы покинули Бруфорд и Левин, а в начале нулевых оставшаяся четверка записала пару альбомов, "The ConstruKction Of Light" и "The Power To Believe". Но если первый из них критики расценили как неудачную попытку подвинуть современников типа "Tool", то второй был принят куда более благожелательно, и некоторые назвали его новым "Larks' Tongues In Aspic". Так или иначе, после "The Power To Believe" команда хоть и не распадалась, но впала в длительную спячку. Немного погастролировав в 2008-м, "King Crimson" опять удалились со сцены, и лишь в 2014-м Фрипп вернул группу на концертные площадки в обновленной версии с Левином, Коллинзом, тремя барабанщиками и вокалистом Джакко Джакжиком. Студийных альбомов команда больше не выпускала, а в 2021-м опять поползли слухи о прекращении ее деятельности. Last update 13.01.23 |