НА ГЛАВНУЮ |
|||
|
|
||
ROCK 50sРок - это большой пласт современной музыкальной культуры, начавший бурно развиваться в 50-х и со временем породивший множество жанров и поджанров. Хард-рок и психоделика, рок-н-ролл и прогрессив, панк и ньювэйв, готик-рок и альтернатива, традиционный хэви и многие его металлические производные, гранж и брит-поп, блюз-рок и индастриал - вот лишь часть стилевого разнообразия, подразумевающегося под словом "рок". Родоначальником данного культурного явления справедливо считается рок-н-ролл, да и до сих пор во многих случаях слова "рок" и "рок-н-ролл" употребляются как синонимы. Стиль этот складывался постепенно из различных компонентов, но при все же главными ингредиентами в нем стали блюз и кантри. По большому счету рок-н-ролл образовался из сплава черной и белой музыки, и если точную дату его возникновения назвать вряд ли получится, то местом его рождения несомненно стала Америка с ее разноцветным населением. Здесь стоит отвлечься и посмотреть на вопрос с технической точки зрения, ведь рок немыслим без электрогитар, и хотя их первые версии образца 30-х годов еще не могли давать нужного мощного звука, именно в 50-х были разработаны такие брэнды как "Fender Telecaster", "Fender Stratocaster" и "Gibson Les Paul". Все эти модели взяли на вооружение многие поколения рокеров, а пока что на старте их появление приводило к все большей наэлектризованности звука. Еще в сороковых новый вектор продвигали такие блюзмены как Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс, а дальнейшее развитие этого направления в 50-х и 60-х привело к возникновению блюз-рока. Между тем в послевоенной Америке, когда эпоха биг-бэндов двигалась к закату, стал доминировать традиционный поп, и в фаворе находились такие артисты как Фрэнк Синатра и Дин Мартин. Тем не менее потихоньку развивались и другие стили, по динамике более близкие к будущему року, такие как ду-оп, кантри, бибоп, соул, ритм-энд-блюз и т.д. И все же тогдашней молодежи хотелось чего-то большего и бунтарского, и такой отдушиной для нее оказался рок-н-ролл. Главным популяризатором нового стиля стал радиоведущий из Кливленда Алан Фрид, который на заре 50-х организовал шоу "Moondog". В своей программе, предназначенной для белой аудитории, он ставил в эфир черные ритм-энд-блюзы, которые по своей динамике как раз и соответствовали запросам молодых людей. В тогдашней консервативной Америке это был революционный шаг, но Фрид не обращал внимания на критику и продолжал делать свое дело. Между тем черную музыку стали исполнять и белые артисты, и самый яркий пример в этом плане подали "Bill Haley And His Comets", весной 1954-го записавшие трек "Rock Around The Clock". И хотя песня стала популярной лишь спустя год после выхода соответствующего миньона, именно с нее стали отсчитывать эпоху рок-н-ролла. Тем не менее, поскольку в данном обзоре рассматриваются все 50-е, то можно отмотать немножко назад и посмотреть, какие события происходили в самом начале декады. Так, в 1950-м будущая звезда соула Сэм Кук стал ведущим голосом в ансамбле "Soul Stirrers", будущий владелец "Sun Records" Сэм Филипс организовал "Memphis Recording Service", ставший площадкой для таких музыкантов как Би Би Кинг и Хаулин Вулф, а открывший публике Мадди Уотерса и некоторых других предвестников рока фольклорист Алан Ломакс отправился в Европу на поиски интересных исполнителей в Старом Свете. Но это все еще была прелюдия, а уже на следующий год появилась претендующая на рок-н-ролльную пальму первенства песня "Rocket 88". Ее оригинальная версия публиковалась под маркой "Jackie Brenston And His Delta Cats" (хотя этот ансамбль фактически являлся группой Айка Тёрнера), а немного погодя свой вариант представил и Билл Хэйли. Кроме того, в 1951-м начал свою "подрывную" деятельность Алан Фрид, а когда по весне 1952-го он организовал первый большой рок-н-ролльный концерт, Сэм Филипс ответил запуском легендарной фирмы "Sun". И хотя в чартах все еще доминировали эстрадники типа Перси Фэйта и Джо Стаффорд, Хэйли потихоньку готовился к прорыву и переименовал сопровождающую команду из "His Saddlemen" в "His Comets". Далее становилось все жарче и жарче: в 1953-м образовались "The Platters", начал свою карьеру один из первых тогдашних тин-идолов Пэт Бун, а Элвис Пресли сделал пробные записи. Билл Хэйли же продолжал наращивать обороты, и его композиция "Crazy Man, Crazy" стала первым рок-н-ролльным синглом, отметившимся в чартах "Billboard". Наконец, наступил тот самый прорывной 1954-й год, и уже в самом его начале термин "рок-н-ролл" с подачи Фрида официально обрел то самое значение, в котором мы привыкли его употреблять. Спустя всего несколько недель Джонни Уотсон записал трек "Space Guitar", став пионером техники реверберации и фидбэка, а в апреле наряду с вышеупомянутой композицией "Rock Around The Clock" на свет появилась и первая модель "Стратокастера". В 1954-м начали свою деятельность вокальные группы "Isley Brothers" и "Drifters", и сделал первые шаги в шоу-бизнесе Элвис, однако его все еще опережал Билл Хэйли, превративший кавер Биг Джо Тёрнера "Shake, Rattle And Roll" в первый международный рок-н-ролльный хит. На следующий год песня "Rock Around The Clock" наконец-то получила признание широких масс (в основном из-за появления в саундтреке к фильму "Blackboard Jungle"), однако карьера Пресли развивалась более стремительно, и уже с мая 1955-го публика на его концертах приходила в полный экстаз. Интерес к новой музыке быстро завоевывал аудиторию, и в том же году к массам вышли Чак Берри со своей нетленкой "Maybellene" и Литтл Ричард с коронным номером "Tutti Frutti". Также 1955-й год стал стартовым и для изобретателя фирменного бита и любителя прямоугольной гитары Бо Диддли и короля буги-вуги Фэтса Домино, причем власти некоторых мест настолько беспокоила энергия последнего из этих музыкантов, что во избежание беспорядков они попросту отменяли концерты с его участием. На фоне нарастающего рок-н-ролльного безумия затерялась новость о том, что Пол Саймон и Арт Гарфанкел записали первую совместную песню "The Girl For Me", однако признание ожидало их дуэт лишь в следующем десятилетии. 1956-й прошел под знаком Элвиса, и именно тогда появились такие знаковые вещи как "Heartbreak Hotel" и "Hound Dog", а к концу года певец установил рекорд, закинув в чарты с десяток синглов. Конкурентов у Пресли, правда, хватало, и, например, Джин Винсент выдал шлягер "Be-Bop-A-Lula", Джеймс Браун сделал первую попытку прорыва с эмоциональным ритм-энд-блюзовым номером "Please, Please, Please", а Карл Перкинс сочинил легендарную "Blue Suede Shoes". К сожалению, последнему из них не очень повезло, и, не успев насладиться славой, он попал в аварию, а когда все же вернулся на сцену, его главный хит прочно осел в репертуаре Элвиса. В то время как все это бурление происходило в Америке, Европа лишь с интересом наблюдала за процессом, но при этом не торопилась противопоставить заокеанским музыкантам свои таланты. Единственной страной, в которой развивался прообраз рок-культуры, была Англия, где в середине 50-х получил популярность стиль скиффл. Жанр этот происходил из смешения фолка, джаза, кантри и блюграсса и, впрочем, имел американские корни, но именно британцы взялись за его возрождение. Наиболее популярным исполнителем скиффла являлся Лонни Донегэн, но кроме того, с него также начинали карьеру Клифф Ричард и Джон Леннон со своей первой группой "Quarrymen". Кстати, уже в 1957-м Джон познакомился с Полом МакКартни, однако все же более значимые события происходили по другую сторону Атлантики. Там Элвис все еще оставался лидером, и состояние музыканта выросло настолько, что он за приличную сумму в 100000 долларов прикупил себе особняк, получивший название "Грэйслэнд". Впрочем, на американском небосклоне сияли и другие звезды, и в 1957-м стяжавший себе популярность на ниве кантри выпустил первый диск-гигант Джонни Кэш. Романтик от рок-н-ролла Бадди Холли и яростно атакующий слушателей аккордами на своем пианино Джерри Ли Льюис, тяготеющие к кантри "Everly Brothers" и новый тин-идол Рики Нелсон - все они вышли на большую сцену примерно в одно и то же время, но у каждого из исполнителей карьера складывалась по-своему. Между тем рок-н-ролльная зараза расползалась по всему миру, но везде к этой моде относились по-разному, и если, например, в Японии местные исполнители устраивали многотысячные перфомансы, именуя их на свой манер "рокабири", то в Иране рок попал под официальный запрет, поскольку якобы представлял угрозу исламу. В 1958-м Элвис отправился служить в армию, но стоило ему отлучиться, как у рок-н-ролла стали появляться конкурирующие стили. Так, еще за несколько месяцев до этого события вышел первый альбом Дуэйна Эдди, на котором за счет реверберации достигался специфический "мокрый" звук, в авторской версии назвавшийся "твангом". В дальнейшем этот инструментальный стиль стал именоваться сёрфом, а в том же году образовалась самая плодовитая группа данного направления "The Ventures". Еще один спец по инструментальной музыке Линк Рэй тоже заявил о себе в 1958-м, однако он зашел с другой стороны, и его композиция "Rumble", где применялись дисторшн и тремоло, заложила основы тяжелого рока. Во второй половине 50-х были опубликованные знаковые рок-н-ролльные вещи "That'll Be The Day" Бадди Холли и "Summertime Blues" Эдди Кокрэна, но у обоих музыкантов судьба окончилась трагически: первый погиб в авиакатастрофе, а второй - в автоаварии. Особый резонанс вызвала смерть Холли, поскольку вместе с ним разбились еще два рок-н-ролльщика, Биг Боппер и Ричи Валенс, а впоследствии Дон МакЛейн назвал это событие "днем, когда умерла музыка". Пятидесятые двигались к концу, когда сорвал аплодисменты подвизавшийся на ниве ритм-энд-блюза и соула Рэй Чарлз, выпустивший хит "What'd I Say", а на фестивале в Ньюпорте заявила о себе будущая звезда фолка Джоан Баэз. В 1959-м с перемещением под крышу "Monument Records" по-настоящему началась и карьера Роя Орбисона, причем этот музыкант, так же как и вернувшийся из армии Пресли, тяготел к балладам. И хотя пока еще мода на рок-н-ролл не прошла, и в Европе стали появляться свои представители жанра, такие как Клифф Ричард в Англии и Джонни Халлидэй во Франции, перемены были не за горами. Так, в 1959-м Джими Хендрикс купил свою первую электрогитару, а будущие "Beatles" (но пока еще "Quarrymen") вовсю давали концерты, да и вообще в воздухе носились разные новые идеи. Следующая рок-декада стала более насыщенной и разнообразной, и тогда появились бит, психоделика, фолк-рок, блюз-рок и некоторые другие стили, но все это будет рассмотрено в новом обзоре про 60-е. Last update 09.02.25 |