НА ГЛАВНУЮ |
|||
|
|
||
ROCK 60sЕсли в 50-х рок находился в зачаточном состоянии, и тогда все крутилось вокруг рок-н-ролла, то в 60-х это явление стало многогранным, и прежних кумиров потеснили представители бита, фолк-рока, психоделики, блюз-рока и ряда других стилей. Основными вехами той декады можно считать "британское вторжение" и Вудсток, но и помимо них происходило много всего интересного. В 1960 году из армии вернулся Элвис, и хотя публика встретила его с энтузиазмом, короля рок-н-ролла уже можно было реже встретить на концертных площадках, поскольку теперь он переключился на кинематограф. Пока Пресли под давлением работодателей штамповал картины (причем довольно примитивные) одну за другой, у него появлялись очередные конкуренты, и в 60-х одним из первых таких персонажей оказался Чабби Чекер. Ворвавшись на сцену с номером "The Twist", этот исполнитель быстро завоевал американскую аудиторию и стал главным популяризатором нового жанра, а уже в 1961-м его хит "Let's Twist Again" разбомбил и европейские хит-парады. Тем временем в игру активно включились представители сёрфа, и с композиции "Walk Don't Run" начали свою продолжительную карьеру "Ventures". Любопытно, что жанр этот распространился не только в Америке, но и в других странах, и одними из его лидеров стали англичане "Shadows" и австралийцы "Atlantics". Какое-то время сёрф-рок оставался чисто инструментальным, однако стартовавшие в 1961-м "Beach Boys" внесли в него вокальные гармонии и заполонили эфир песнями типа "Surfin' Safari", "Surfin' U.S.A.", "Surfer Girl" и т.д. В Англии же пока сохраняли популярность исполнители типа Клиффа Ричарда, однако там постепенно вызревало новое направление, которое заимствовало влияния американского рок-н-ролла, ритм-энд-блюза, скиффла, традиционного попа и мюзик-холла и вскоре трансформировалось в оригинальный стиль, получивший название бит (также использовались термины биг-бит и мерсибит). Конечно же, главными представителями этого жанра стали "Beatles", однако схожим курсом следовало и множество других британских команд, "Gerry & The Pacemakers", "Dave Clark Five", "Freddy & The Dreamers", "Herman's Hermits", "Hollies", "Merseybeats", "Searchers", "Swinging Blue Jeans" и т.п. Параллельно в Англии разрабатывалось и блюзовое и ритм-энд-блюзовое направление, и хотя дорогу в нем прокладывали Алексис Корнер и Джон Мэйолл, немного погодя ударной силой здесь стали такие коллективы как "Rolling Stones", "Animals" и "Yardbirds". Стоит отметить, что среди британских исполнителей были очень популярны поездки в Гамбург, а поскольку чаще всего их совершали представители биг-бита, то модная зараза стала расползаться и на континенте. Так, в Германии появились "Rattles" и "Lords", в Италии работали "New Dada", в Швеции были популярны "Hep Stars", а в середине 60-х поддали жару испанцы "Los Bravos", выдавшие хит "Black Is Black". Да что там говорить, к 1964 году бит играли даже в далекой Австралии ("Easybeats") и в Восточной Европе за железным занавесом, где, например, ансамбль "Czerwone Gitary" именовали не иначе как польскими "Beatles". И все же главной фазой развития жанра стала первая половина 60-х, когда английские команды начали массово выезжать на гастроли в США и, затмевая местных исполнителей, породили такой феномен как "британское вторжение". Зачинщиками этого явления были все те же "Beatles", и на волне поразившей весь мир битломании в Америку хлынул поток и других групп с туманного Альбиона. Здесь стоит отметить, что термин "британское вторжение" охватывал не только представителей бита, но под него подпадали и исполнители ритм-энд-блюза, например, те же "Rolling Stones" или "Pretty Things". Англичане доминировали в заокеанских чартах всю середину 60-х, однако американцы сопротивлялись этому как могли, и многие конкуренты внешнему засилью выходили из фолк-среды. Пожалуй, бесспорным лидером этого направления стал Боб Дилан, который, начав с чистой акустики, переключился на электрогитару и тем самым оказался одним из пионеров фолк-рока. Определенного успеха в вышеупомянутом жанре достигли "Byrds" и "Buffalo Springfield", причем последняя из этих команд послужила стартом в плодотворной карьере Нила Янга. Фолковыми корнями также обладали дуэт "Simon & Garfunkel" и вокальная группа "Mamas And The Papas", но оба ансамбля, выдавшие в 1965 году по мировому шлягеру "The Sound Of Silence" и "California Dreamin'", звучали гораздо более попсово. Еще один очаг американского сопротивления британскому нашествию крылся в чернокожей музыке и в частности в музыке соул. Флагманом этого стиля была детройтская контора "Motown", чьими питомцами являлись Смоки Робинсон, "Temptations", Марвин Гэй, но в то же время исполнителей данного жанра было полно и на других лейблах, что могли подтвердить карьеры Сэма Кука, Джеймса Брауна или Стиви Уандера. Но вот если фолк-рокеры и соулстеры изначально нацеливались на мэйнстрим, то представители гаражного рока были типичными обитателями андеграунда. Даже само это понятие получило свое название из-за того, что многие команды, не имевшие приличных студийных условий, репетировали в гараже, а потому и славились грубым небрежным звучанием. И хотя гаражный рок как явление зародился еще в конце 50-х, его бурное развитие пришлось на ранние 60-е, причем некоторым коллективам данного направления удавалось пробиться в национальные чарты, как это происходило в случае "Paul Revere & The Raiders" или "Trashmen". Классикой же вышеупомянутого жанра многие считают детройтскую школу, а именно такие команды как "MC5" и "Stooges", которые обрели культовый статус и стали предвестниками панк-рока. Что же касается другой стороны Атлантики, то аналогом американского гаражного рока можно считать британских модов, которые также слушали громкую и отвязную, но при этом более мелодичную музыку. Впрочем, движение это носило непродолжительный характер, а среди выразителей его идей обычно называют всего лишь две лондонские команды, "Small Faces" и "The Who". В середине 60-х в связи с распространением в молодежной среде ЛСД и некоторых других препаратов в моду вошла психоделика, музыка способствующая "расширению сознания" и уводящая слушателя в иные миры. Тон здесь задавали калифорнийцы, однако при этом исполнители с Западного побережья не придерживались какой-то стандартной формулы. Так, например, творчество "Jefferson Airplane" уходило корнями в фолк-рок, "Doors" тяготели к блюзу, а "Grateful Dead" в своей эклектике стремились к затяжным импровизационным джемам. Психоделикой увлекались и выходцы из других штатов, и среди них наиболее ярко сияли звезды любительницы соула Дженис Джоплин и приближавшегося к хард-року Джими Хендрикса. Мода на этот жанр перекинулась и в Англию, однако если в Америке к нему присоединялись новые исполнители, то островитяне просто переключались на него с других стилей, как это сделали "Beatles", "Rolling Stones", "Pretty Things", "Hollies" и ряд других ансамблей. Здесь стоит немного отвлечься и сказать, что в 60-х получил бурное развитие рынок рок-альбомов, ведь если раньше большинство артистов ориентировалось на отдельные песни, а так называемые диски-гиганты зачастую являлись сборниками синглового материала, то теперь музыканты старались соединять композиции определенным образом, чтобы из мелких частей складывалось единое целое. Главными популяризаторами такого подхода оказались все те же "Beatles", а их пластинку "Rubber Soul" многие считают одним из первых концептуальных альбомов. Еще одной приметой 60-х стало появление формата пауэр-трио, где инструментальный набор сводился к гитаре, басу и ударным, а роль вокалиста второстепенным образом взваливалась на одного из троих участников. Среди наиболее известных коллективов подобной организации можно назвать "Jimi Hendrix Experience", "Blue Cheer", "Cream", "Gun", "Budgie", "Grand Funk Railroad", причем все они находились примерно в одной струе и работали в рамках тяжелого блюза, психоделики и хард-рока. Кстати, о хард-роке: он тоже появился в 60-х, и хотя его рождение связывают с композицией "Kinks" 1964 года "You Really Got Me", по серьезному жанр начал развиваться только к концу декады, когда на сцену вышли "Led Zeppelin", "Deep Purple" и "Black Sabbath". Между тем мода на психоделику продлилась недолго, но с другой стороны во второй половине 60-х любители неформатного подхода к музыке начали развивать родственный жанр, называемый прогрессив или арт-рок. Здесь пальму первенства уверенно держала Англия, и за относительно короткий период там появилось множество коллективов данного направления: "Pink Floyd", "Van Der Graaf Generator", "Genesis", "Nice", "Procol Harum", "King Crimson", "Yes" и ряд других интересных групп. Прогрессивные проекты типа нидерландского "Focus" или французского "Gong" возникали и в других европейских странах, однако при этом особняком стояла западногерманская сцена, и ее специфический стиль с тягой к электронике, авангарду и минимализму получил собственное название "краут-рок". Впрочем, немцы не были первыми, кто применил в музыке экспериментальный подход, и еще в середине 60-х этим занялись американцы Фрэнк Заппа и его последователь Кэптэн Бифхарт. Среди выдающихся групп США конца декады стоит упомянуть "Velvet Underground" и "Creedence Clearwater Revival", но если первая из них ценилась обитателями андеграунда, то вторая со своим мэйнстримовым, но достаточно уникальным свамп-роком собирала стадионные площадки. Кроме того, в тот же период нужно отметить два чисто американских тренда, кантри-рок и южный рок (southern rock). И если с первым из них, уже исходя из названия, все ясно, и можно просто перечислить таких известных исполнителей как поздних "Byrds", "Poco", "Flying Burrito Brothers", "New Riders Of The Purple Sage", то второй, где главными представителями являлись "Allman Brothers Band" и "Lynyrd Skynyrd", выглядел более размытым понятием и приблизительно описывался как симбиоз рок-н-ролла, кантри и блюза. Вообще же, во второй половине 60-х в Америке продолжали доминировать идеи хиппи и порожденной этим движением музыки, и на соответствующем фоне стали популярными оупэн-эйры. Первое такое крупное мероприятие состоялось в июне 1967-го в калифорнийском Монтерее и, являясь частью "лета любви", открыло широким массам таких исполнителей как Дженис Джоплин, Отис Реддинг, "Jimi Hendrix Expirience" и "The Who". Там же выступили и уже известные "Mamas & The Papas", "Grateful Dead" и "Jefferson Airplane", однако это все выглядело лишь разминкой по сравнению с грядущим Вудстоком. Легендарный фестиваль 1969 года собрал раз в пять больше народу чем его предшественник и навсегда вошел в анналы рока как мощный объединяющий фактор. За три августовских дня на его площадке отыграли Джо Кокер, "Creedence Clearwater Revival", "Mountain", "Canned Heat", Джими Хендрикс, "Ten Years After" и многие другие, но отдельно можно отметить выступление "Santana", обозначившее такое явление как латино-рок. К сожалению, история с шестидесятническими оупэн-эйрами закончилась плачевно, и Алтамонт декабря 1969-го был омрачен обилием наркоты, ростом насилия и несколькими смертями. В конце декады сошли с дистанции и главные лидеры десятилетия "Beatles", и хотя об официальном роспуске ансамбля МакКартни заявил уже в 1970-м, фактически ливерпульская четверка распалась гораздо раньше. Идеи всеобщей любви растворились в воздухе, но история рока продолжалась. В 70-х вступили в пору своего расцвета хард и прог, а позже произошла панк-революция, но эти и другие сопутствующие события будут рассмотрены в следующем обзоре. Last update 01.04.25 |